
«Два Джей Зет - эта штука уничтожит все, что угодно» - заявляет механик Джесси из первой части фильма «Форсаж», открывая капот видавшей виды Супры под полный скепсиса взгляд героя Вина Дизеля. К многосерийной саге про дрифт и семейные ценности можно относиться по-разному, но в данном конкретном случае ее персонаж абсолютно прав - 2JZ-GTE действительно уничтожит все.
СЕМЕЙСТВО 2JZ
Собственно говоря, за этим линейка JZ и создавалась: двигатели явно разрабатывались как ответ Toyota на ниссановские «шестёрки» RB. Начало 90-х вообще оказалось временем расцвета японского автопрома - такого безумного разнообразия моделей, моторов, агрегатов и спецверсий не видел ни один рынок в мире ни до, ни после. В полной мере это касалось автоспорта: Honda NSX, Mazda RX-7 FD, Subaru Impreza WRX STI, Nissan Skyline R32 и, конечно же, Toyota Supra A80 – все эти легендарные имена появились в первой половине 90-х годов. И именно противостоянию двух последних моделей мы обязаны двумя самыми знаменитыми японскими моторами всех времен: RB26DETT и 2JZ-GTE. Без Ниссана могло и не случится «два джей зет», но все же именно «шестерка» Тойоты стала культовой, выйдя за рамки тюнинг и JDM-сообществ, фактически превратившись в объект массовой культуры. Съемки в кино тому лишнее подтверждение.
Впрочем, в первую очередь это все-таки мотор: рядный, шестицилиндровый, чугунный, с двумя турбинами. Помимо наддува, версия GTE отличалась от своих более гражданских собратьев по серии JZ иной головкой блока, впускным и выпускным коллектором, высокопроизводительными форсунками, а также облегченной поршневой с маслофорсунками. Кстати, несмотря на то, что прославила этот двигатель Toyota Supra A80 и создавался он с оглядкой на купе Skyline R32 с RB26DETT, впервые он был установлен на седан Toyota Aristo (аналог Lexus GS в первом кузове).
TOYOTA SUPRA A80 – ЯПОНЦЫ ДЕЛАЮТ ВЕЩИ
Но, конечно же, самым известным агрегатоносителем 2JZ-GTE является Toyota Supra. Автомобиль дебютировал в 1993 году с пророческим рекламным слоганом «The sport of Toyota». Версия 2JZ-GTE для купе отличалась: если на Aristo использовали турбины CT20, то на спорткар установили две CT12B, более производительные форсунки и отправили покорять Америку. Мощность мотора увеличилась с 280 (ее ограничивало негласное джентельменское соглашение между японскими производителями) до 320 лошадиных сил. Построенная на шасси Soarer (он же Lexus SC), для своего времени Supra стала настоящим прорывом японского автопрома: машина выезжала из 5 секунд, довольно модно выглядела и совсем неприлично стоила - в США машину оценивали в 50 000 usd, безумно много за Тойоту в середине 90-х годов. Впрочем, пять секунд до сотни – это по меркам 2024 года не бог весть что, а в 1994 это был уровень Феррари и от производителя Короллы такого никто не ждал. К тому же никто ничего подобного 30 лет назад просто не предлагал – все альтернативы были либо медленнее, либо дороже. Хвалебные отзывы в прессе, рекорды на треках, традиционная для японцев неубиваемость конструкции в сочетании с отличным соотношением цены к производительности сделали свое дело – машина быстро набрала популярность.
ФОРСАЖ
Только вот 5 секунд до ста и 250 км/ч «максималки» - это заводские показатели, а в мире вряд ли остались стоковые Супры. Именно тюнинг сделал 2JZ-GTE великим. Наш сегодняшний герой, наряду с его младшим братом 1JZ-GTE, за прошедшие 30 лет стал одним из лучших двигателей для тюнинга в мире. При стоковой мощности в 276-320 л.с., с 2JZ-GTE «снимают» до 2000 лошадиных сил! Встретить этот мотор можно практически на любом автомобиле и абсолютно необязательно это будет Toyota.
Причина подобного успеха у тюнеров предельно проста. Это прочность: чугунный блок, кованые коленвал с шатунами способны выдерживать огромную мощность, штатные масляный насос и помпа спокойно воспринимают увеличенные нагрузки, а полностью закрытый блок цилиндров может выдерживать также не вызывает опасений. Все это означает, что вплоть до 700 л.с. счастливому обладателю джей-зета не придётся беспокоиться о серьезных конструктивных изменениях. Да, 700 лошадей настолько легкодоступны: для этого обычно меняют впуск и выпуск, отказываются от двух последовательных турбин в пользу одной огромной (67 мм в большинстве случаев), плюс новый интеркулер и более производительный топливный насос с форсунками. Вуаля, мощность увеличена в 2 с лишним раза без вмешательства в сам двигатель. Для сохранения заводского уровня надежности иногда меняют бугеля, но многие вполне благополучно пренебрегают этой операцией. Именно надежность и выносливость превратили 2JZ в легенду – рекордных показателей можно было добиться и на других моторах, а вот возможность объезжать всех и вся при затратах на обслуживание лишь чуть выше какой-нибудь Камри предоставляла только Тойота. Мотор Ниссана подобной прочностью похвастать не может. 2JZ-GTE обошел конкурента именно здесь – когда RB26DETT уже требует внимания, Тойота просто едет.
Тюнингу способствовало и традиционное для Тойоты изобилие комплектаций, а также типично высокая степень унификации. От более дорогой версии на машину попроще можно беспрепятственно и бюджетно переставить практически все, а если вдруг bolt-on не получался, то вопрос решался минимальной доработкой «напильником». Со временем подтянулись и сторонние фирмы. В качестве примера рассмотрим ту самую оранжевую Супру из «Форсажа». Эта машина не просто реквизит, в кино снималась личная машина технического консультанта картины, Крейга Либермана. В фильме упоминается про сумму вложений в 15 000 – 20 000 долларов, но в реальном мире бюджет доработок оценивается в без малого сто тысяч и вот далеко не полный их список: улитка Turbonetics T66 с вестгейтом Delta II, коллекторы Greddy, даунпайп AEBS, новые шестерни распредвалов, маховик и сцепление Clutchmasters, система впрыска закиси азота NOS и бог знает что еще – полный список растянулся бы на несколько страниц. Оранжевый цвет, кстати, тоже не заводской – это Lamborghini Diablo Candy Pearl Orange, сэмплированный с соответствующего творения итальянцев.
Так как все же у нас блог бренда смазочных материалов, то пару слов скажем и про масла для Toyota 2JZ. Больше рассказать при всем желании не получиться – каких-то особенных требований к моторным маслам у двигателя нет. Инструкция по эксплуатации традиционно для японцев предусматривала широкий спектр вязкостей и спецификаций, а даже сильно модифицированные спокойно ездят на 5W-40. Конечно же, стоит использовать синтетические масла – все же мотор высокофорсированный и теплонагруженный. Одним словом, если у вас вдруг есть такой мотор – Mirax MX-9 5W-40 на ПАО вам вполне подойдет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Другое дело, что вряд ли он у вас есть. С момента окончания выпуска прошло без малого 20 лет – последним авто, на который ставили «джей зет» стала Toyota Aristo V300. Супру сняли с производства и того раньше, в 2002 году. Живые моторы настолько редки и дороги, что их про запас скупают дрифтеры и другие автоспортсмены – для них 2JZ практически незаменим. Встретить такой мотор в свободной продаже все же возможно, но ценник шокирует и делает покупку экономически нецелесообразной. В случае острого желания приобщиться к легенде, рекомендуем рассмотреть младшего брата нашего героя – 2,5 литровый 1JZ-GTE. Этот мотор и появился раньше, и устанавливался на более широкий ряд моделей, а в нашей стране его статус вряд ли не менее культовый. Для тюнинга он приспособлен лишь чуть меньше трехлитрового собрата, а в покупке обойдется намного дешевле.
Серия JZ была невероятно передовой для своего времени - стоит признать, что на тот момент европейским и американским автопроизводителям было ответить нечем. Спустя без малого 20 лет с момента выхода, 2JZостаётся одним из самых востребованных и желанных среди любителей «отжечь». К сожалению, новой альтернативы от японского автопрома до сих пор нет и вряд ли появится. Несмотря на то, что на новой Супре тоже стоит рядная шестерка (с некоторых ракурсов очень похожая на JZ), этот мотор немецкий – BMW B58B30. На редкость удачное творение сумрачного немецкого гения уже успело завоевать свою фан-базу, но пока все еще находится в тени японца 30-летней давности – баварский мотор называют «убийцей 2JZ». Но это вряд ли – легенды не умирают.