Технология AntiOX – защита масла от окисления и не только

Технология AntiOX – защита масла от окисления и не только

Время на чтение: 5 минут
Количество прочтений: 867

Часто бывает так. Знакомясь с каким-либо новым маслом, мы узнаем, что оно имеет повышенный срок службы благодаря стойкости к окислению. Что стоит за этой фразой? Давайте разберемся.

Как известно, детали двигателя смазываются двумя способами: под давлением и разбрызгиванием. Моторное масло работает в виде тонких пленок либо, вырвавшись из-под гнета давления, интенсивно перемешивается с воздухом. Значит, поводов для контакта с кислородом у него более чем достаточно. А чем чреват такой контакт, да еще в условиях высоких температур? Правильно, окислением масла. Говоря бытовым языком, масло стареет.

Дело в том, что в углеводородах, входящих в состав масла, имеются реакционноспособные двойные связи. Они с удовольствием присоединяют кислород. В итоге образуются более крупные разветвленные молекулы.

Но кислород воздуха не единственная причина окисления масла. Свою лепту вносят агрессивные продукты сгорания топлива, высоко- и низкотемпературные отложения и ранее окисленное масло. Кто-то присоединяется к упомянутым двойным связям. Кто-то играет роль дополнительных инициаторов реакции окисления. Словом, атаки на масло идут со всех сторон.

Если не бороться с окислением масла, его вязкость будет расти, и вскоре мы заметим повышенный расход топлива. А потом и пусковые свойства масла снизятся. Дальше хуже – чрезмерное увеличение вязкости может вызвать повреждения подшипников (вкладышей), особенно при холодном пуске. Не исключаются и поломки деталей привода масляного насоса. И еще: окисленное масло оказывает коррозионное воздействие на антифрикционный слой вкладышей. Результат очевиден: несущая способность подшипников снижается, и двигатель приходится отправлять в ремонт.

Но не будем о грустном. Все знают, что товарное моторное масло состоит из базового масла и пакета присадок (additive package). В пакет входят моющие, диспергирующие, антикоррозионные, противоизносные и другие эффективные присадки. Среди них почетное место занимают присадки антиоислительные. Другое их название – антиоксиданты (antioxidants, oxidation inhibitors).

Задача антиоксидантов – разложение первичных продуктов окисления углеводородов (они называются гидропироксидами) и перевод свободных радикалов в стабильное состояние. Стабильное – значит практически не способное к реакции. Что ж, вполне логично: поскольку гидропироксиды выступают инициаторами дальнейшего окисления масла, их надо обезвреживать в первую очередь. Полностью блокировать процесс окисления невозможно, чудес не бывает, но его торможение получается очень эффективным.

Когда-то в качестве антиокислительных присадок применяли дитиофосфаты цинка. Однако производители масел от них отказались, и вот почему. Дитиофосфаты, являясь производными фосфорной кислоты, содержат фосфор – а он не сочетается с каталитическими нейтрализаторами отработавших газов.

Поэтому сегодня в рецептурах антиокислительных присадок устаревшие ингредиенты заменяют химическими соединениями, безопасными для нейтрализаторов. Один из лидеров таких технологий – корейская компания SIT Corporation LLC, владелец бренда смазочных материалов MIRAX.

Компания использует в своих маслах пакет присадок, включающий эффективный антиокислительный комплекс. Эта технология получила название АнтиОХ.

AntiOX без фона.png

Что же входит в рецептуру АнтиОХ? Во-первых, соединения (соли) молибдена – мы будем называть их антиокислителями комплексного типа. Во-вторых, антиокислители аминного типа (ароматические амины). И, наконец, в-третьих, антиокислители фенольного типа (беззольные фенолы).

Комплекс создан по принципу «Вместе можем больше, чем поодиночке». Это называется синергией. Действительно, антиокислители имеют разные механизмы действия. И «включаются» в различных условиях работы двигателя.

Так, молибденовые антиокислители комплексного типа не только блокируют первичные продукты окисления, но и формируют пленку на поверхности деталей, предотвращающую образование этих первичных продуктов. Так уменьшается износ, снижается трение и предотвращается разрушение трущихся пар. Это важно, например, для стенок цилиндров, где пленка непрерывно обновляется. Иными словами, молибденовые ингредиенты помогают другим присадкам – антифрикционным и противоизносным.

Антиокислители аминного типа блокируют свободные связи углеводородов при высоких температурах. Тем самым они предотвращают образование высокотемпературных отложений. Это актуально для наиболее нагретых участков двигателя. В первую очередь назовем верхнюю часть поршня – твердый нагар на ней способствует полировке стенок цилиндра. Тут же находятся поршневые канавки, с которыми тоже все ясно: образование нагара в них вызывает закоксовывание поршневых колец. Внутренняя поверхность днища поршня вблизи пальца просто обязана быть чистой, иначе отвод теплоты от поршня резко ухудшится. А ведь эта область непрерывно омывается маслом – в некоторых двигателях разбрызгиванием, а в некоторых принудительно. Масла здесь бывает много, а вот отложений быть не должно. В итоге антиокислители аминного типа помогают моющим присадкам (детергентам).

Антиокислители фенольного типа блокируют присоединение кислорода при умеренных температурах. Тем самым они предотвращают образование низкотемпературных отложений. И помогают диспергирующим присадкам (дисперсантам) поддерживать загрязнения во взвешенном состоянии.

Таким образом, в технологии АнтиОХ реализованы:

  • синергия антиокислительных ингредиентов друг с другом – раз;
  • синергия антиокислительного комплекса со всем additive package – два.
Ну, хорошо, а если перейти к практике – что дает АнтиОХ владельцам автомобилей? Они ведь разные, эти владельцы – и по стилю вождения, и по привычкам. И автомобили у них разные.

Давайте отвечать вместе. Многие современные двигатели построены по технологии downsizing. Обороты большие, турбина, температурный режим напряженный, объем системы смазки невелик, оборачиваемость масла высокая, условия для его окисления идеальные. Тут-то и поможет масло с АнтиОХ.

Нет, нет, скажет возможный оппонент. У меня внедорожник, большой, мощный, какой там downsizing! Спасибо, понятно. Участвуете в трофи-рейдах, ваша стихия –бездорожье, экстрим, охота, рыбалка. Выбираетесь из ям с запредельными нагрузками, радиатор в грязи, двигатель на грани перегрева. И вам АнтиОХ поможет – нужно лишь перечитать написанное выше.

А вот скромный отец семейства на бюджетном автомобиле. Поездки ежедневные, но короткие – до детского садика, до работы и обратно. Двигатель редко прогревается до оптимальной температуры, особенно зимой. Такой режим – рай для образования низкотемпературных отложений и быстрого старения масла. Здесь тоже рекомендуется использовать масло с АнтиОХ.

Можем пообщаться и с пенсионером. У него автомобиль с большим пробегом. Большая вероятность, что в двигателе накопилось много отложений, особенно если он годами использовал далеко не лучшее масло. А отложения время от времени вымываются и способствуют ускоренному окислению свежего масла. Да и поршневые кольца «подсевшие», отработавшие газы в картер прорываются. И здесь поможет масло с АнтиОХ.

А вот среднестатистический городской водитель. Его участь – стоять в пробках. Иногда ехать. Этот режим называется stop and go. Двигатель здесь работает в неблагоприятном тепловом режиме. Старые машины в жару перегреваются и «закипают». А современные, особенно оснащенные опцией start-stop, зимой прогреваются недостаточно. И вот вам отложения – одним высокотемпературные, а другим – низкотемпературные. Остается уповать на пакет присадок, включающий АнтиОХ.

В заключение отметим, что эффективность моторных масел MIRAX с применением антиокислительного комплекса AntiOX доказана лабораторными тестами и натурными испытаниями. А стабильность характеристик корейских масел гарантируется системой контроля качества на заводах SIT Corporation LLC.