Промывать двигатель или нет - стоит ли использовать промывки перед заменой масла?

ПРОМЫВАТЬ ИЛИ НЕТ, вот в чем вопрос

Время на чтение: 5 минут
Количество прочтений: 490
3d_illustrator/Shutterstock.com

Культура самой процедуры промывки двигателя внутреннего сгорания восходит корнями еще к середине прошлого века. Бытует легенда, что советские автомеханики эту привычку переняли из технологий обслуживания больших тепловозных дизелей. Проверить данный факт не представляется ни возможным, ни необходимым, но точно можно сказать одно – на тот момент промывка системы смазки была действительно важным элементом заботы о моторе своего автомобиля.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Дело не столько в конструктивных особенностях автомобилей того времени, сколько в особенностях их обслуживания. Промышленность СССР не производила какого-то большого ассортимента смазочных материалов, существовало буквально два-три вида: летняя вязкость, зимняя вязкость и «очень зимняя» вязкость. Естественно, все три – 100% минералка и зачастую даже без присадок. Для их обозначения в ГОСТовской классификации позже придумали букву «П» (присадки), а еще позднее стали добавлять букву «И» («импортные присадки»). Вдобавок ко всему, нужного масла запросто могло и не быть в продаже. О синтетических и даже мультигрейдовых маслах речи, как вы понимаете, не шло. Само собой, в процессе суровой советской эксплуатации «минералка» того периода довольно быстро теряла свои немногочисленные свойства и к концу межсервисного интервала (который тогда определялся скорее сезоном и случаем, нежели пробегом) и перед сменой масла двигатель обязательно промывали. Вопросом «чем лучше промыть двигатель перед сменой масла» задавались тогда немногие – народных способов была масса: использовали промывочные масла, заливали в маслозаливную горловину авиационный керосин, добавляли отдельные моющие присадки (ЦИАТИМ-331, как пример), любой другой комплекс мероприятий вплоть до разборки движка и чистки деталей вручную.

А есть ли смысл промывать двигатель в 2024 году? Адепты промывок выделяют две цели: разжижение старого масла для уменьшения несливаемого остатка и удаление отложений. Рынок предлагает два типовых решения: промывочные масла и так называемые «пятиминутки».

ПРОМЫВОЧНЫЕ МАСЛА

Промывочные масла, невероятно актуальные в середине прошлого века, по-прежнему в строю – в ассортименте многих брендов такие продукты есть. Сама процедура предельно проста: слить старое масло, залить промывочное, дать поработать от нескольких минут до нескольких дней, слить, залить новый смазочный материал. Стоят такие промывки, как правило, недорого – их состав фундаментально не менялся со времен СССР, а многие продукты сохраняют и «те самые» названия (МПТ, МПА и так далее). В этом и заключается основная проблема промывочных масел – они попросту устарели. В жизни современного автомобилиста изменилось все: другие машины, другое топливо, другие масла, другие режимы эксплуатации. А большинство промывочных масел до сих пор представляют из себя «пустую» минералку. Поможет ли такой продукт полнее слить старое масло? Пожалуй. Вот только в случае, если вы заботливый автовладелец, используете современное синтетическое масло, соблюдаете разумные интервалы его смены, то существует высокая вероятность того, что остаток вашего старого масла в картере по эксплуатационным свойствам лучше, чем состав, которым предлагается этот остаток смыть. К тому же, у современных моделей моторов несливаемая часть стала существенно меньшей по объему. Если в старых авто могло оставаться литр-полтора, то у большинства новых ДВС – несколько сотен граммов. В моющих свойствах таких составов тоже есть основания сомневаться, так как современные пакеты присадок по этому параметру на голову превосходят практически любое промывочное масло. Единственный относительно разумный сценарий промывки двигателя специальным продуктом – покупка подержанного автомобиля с рук при отсутствии истории обслуживания, но даже в этом случае мы бы посоветовали использовать в качестве промывки обычное современное моторное масло с высоким щелочным числом (TBN) из недорогих. Переплата составит несколько сотен рублей, а эффективность несравнимо выше. Впрочем, за несколько минут, часов или даже дней вряд ли получится что-то фундаментально отмыть – призываем воспринимать процедуру скорее как дополнительную меру предосторожности, нежели как полноценную сервисную операцию.

2024-08-08_121017.jpg
patruflo/Shutterstock.com

«ПЯТИМИНУТНЫЕ» ПРОМЫВКИ

Тем не менее, очистку системы смазки предлагают и бесчисленные производители «пятиминуток». Подобные составы еще в начале 90-х пришли в нашу страну из США – там автомобильная химия была невероятно популярна буквально до недавнего времени. Промывки масляной системы представляют из себя баночки примерно по 500мл, которые рекомендуется заливать за пять/десять/пятнадцать минут до замены масла – отсюда и условное название «пятиминутка». Короткий интервал применения обусловлен довольно агрессивным составом. В типовую рецептуру должен входить комплекс растворителей (вспоминаем СССР и керосин), пакет щелочных моющих присадок и антизадирные компоненты. Способен ли такой продукт смыть остатки старого масла? Однозначно да. Может ли растворить отложения? За 5 минут вряд ли, а вот за несколько применений – вполне. Проблемы «пятиминуток» кроются не в низкой эффективности, скорее наоборот. В силу своего довольно агрессивного состава многие «пятиминутные» промывки ДВС успешно отмывают и масляные пленки, которые образовываются на поверхностях деталей за счет присутствия в масле ZDDP или молибденовых комплексов. Пресловутый несливаемый остаток после применения подобного продукта будет также довольно агрессивным по составу и имеет все шансы навредить уже новому маслу. Также хотелось бы обратить ваше внимание, что промывочные масла выпускаются производителями смазочных материалов и на эту категорию есть свои отраслевые сертификации и стандарты. «Пятиминутки» же ничем и никем не ограничены, в производстве они достаточно просты, рецептуры никто не раскрывает. Испытывались ли эти продукты на совместимость с эластомерами? А на совместимость с алюсиловыми или никосиловыми сплавами (их последние лет 20 часто используют для покрытия стенок цилиндров)? Не навредит ли применение катализатору? А есть ли там противозадирная присадка в принципе? Хорошо, если производитель может ответить на эти вопросы и подобные испытания действительно проводились, но в целом пользователю промывок приходится полагаться на совесть и здравый смысл разработчиков.

ВЫВОДЫ

В вопросе промывки двигателей перед сменой масла мы в Mirax придерживаемся осторожной позиции. Нельзя отрицать определенную эффективность подобных продуктов, но стоит вдумчиво подходить к определению реальной потребности этой процедуры для вашего автомобиля и еще более серьезно – к выбору конкретной промывки. Используете качественные моторные масла и придерживаетесь рекомендуемого производителем интервала замены? Промывка вам не нужна с вероятностью 99,9%. Явные проблемы с отложениями в двигателе внутреннего сгорания? Промывка уже не поможет. Между двумя этими состояниями есть определенная точка, где применение подобных составов станет оправданным – сложность заключается в определении этого момента. Наши рекомендации неизменны: применяйте качественные смазочные материалы и фильтры, заправляйтесь проверенным топливом и соблюдайте регламент обслуживания. При выполнении всех вышеперечисленных условий, промывка мотора вам вряд ли когда-либо потребуется.

Другие статьи по теме

30.01.2024
Масла MIRAX для Nissan Note
Узнать больше
16.07.2024
Как «бензин» масло губит
Узнать больше
20.03.2024
О присадках – популярно. Часть 1
Узнать больше
05.02.2024
Прогрев двигателя. Четыре точки зрения
Узнать больше