
“There is no replacement for displacement”, что в практически дословном переводе означает «рабочий объем не заменить ничем». Данное изречение на просторах интернета приписывают американцам, но на самом деле фразу произнес сэр Уолтер Оуэн Бентли – создатель британской люксовой марки начинал с паровозных двигателей и терпеть не мог наддув.
Сегодня мы живем в век пост-даунсайзинга – в актуальных модельных рядах автопроизводителей все моторы преимущественно двухлитровые, даже новейший Mercedes C63 AMG теперь такой. И ты, Брут… Времена огромных моторов совершенно точно прошли – выходит, что сэр Бентли ошибался и мы больше никогда не увидим новых английских V12 канонического объема 6,75 литра. Равно как и безумных V10 объемом 8,4 литра на Dodge Viper – их мы тоже уже не встретим. Оборотистые V12 на топовых Ferrari аналогично просто доживают свои дни. В мире остается лишь один концерн, который способен удивлять - недавно Volkswagen AG представили свой новый мотор V16, установленный под капотом новейшего гиперкара Tourbillon.
Марка Bugatti прочно ассоциируется с чем-то «самым-самым»: самый быстрый, самый мощный, самый дорогой... С тех пор, как легендарный французский бренд попал в руки концерна VAG в 1997 году, немцы начали использовать Bugatti как выставку достижений народного хозяйства - мол, «смотрите как умеем». Безусловно, современные Veyron и Chiron впечатляют своими квад-турбо W16 с 1000+ лошадиными силами, гибридная установка в новейшем Турбийоне поражает воображение сложностью конструкции и характеристиками, но в 1990-е Bugatti (читай Volkswagen) сделали кое-что ещё более безумное: W18.
Нет, ваши глаза вас не обманывают, речь действительно идёт о легковом 18-цилиндровом двигателе. Как оказалось, есть еще один способ сделать W-образный мотор - если в Veyron/Chiron это два «склеенных» VR8, то у героя сегодняшнего рассказа с несколько неблагозвучным для русскоговорящих людей обозначением EB-118 это три рядных «шестёрки». Этот атмосферный двигатель получил рабочий объём в 6,3 литра, 18 цилиндров, по 4 клапана на каждый (очень много клапанов), непосредственный впрыск. Все это выдавало 555 лошадиных сил и 650 н-м крутящего момента и было установлено в концепт Bugatti EB-118 1998 года (двигатель и машина назывались одинаково). Автомобиль базировался на полноприводном шасси Lamborghini Diablo и именно таким изначально задумывался Bugatti Veyron. Помимо безумства самого двигателя, удивляют его четыре (!) электронных блока управления: по одному на каждый блок и один «старший», регулирующий работу остальных трёх. На момент выхода Volkswagen гордо презентовал этот двигатель как произведение искусства, но у него была одна фундаментальная проблема. Размещение впуска в развале блока V-образных двигателей, но на максимальном удалении от выпуска – с конструкторской точки зрения это именно то, что нужно. В случае с EB-118 разместить коллекторы указанным образом просто невозможно - так или иначе, впуск оказывается рядом с горячим выпуском. В наши «турбонаддувные» дни подобная конструкция вообще стала догмой - думаю, что не ошибусь, если скажу, что на 90% V-образных моторах турбины расположены в развале блока и практически все из них имеют «температурные» проблемы (можете почитать про BMW N63 или Mercedes M278). Греть впускной коллектор - критическая, принципиальная ошибка с точки зрения классического моторостроения. Также, на EB-118 выглядит странным расположение третьего блока цилиндров - он лежит практически горизонтально и, чтобы увидеть эту самую W на фото, вам потребуется наклонить голову вправо. Очевидно, это обусловлено компоновкой.
Кстати, о компоновке. Несмотря на то, что мотор так и не пошёл в серию, Volkswagen заботливо сделал несколько версий как для передне-, так и для среднемоторной компоновки. Но самое удивительное в этом двигателе другое. Судя по диаметру цилиндров (76,5 мм), впускным клапанам и моделям поршней, могучий W18 представляет из себя не столько три рядных шестицилиндровых мотора, а скорее шесть трёхцилиндровых от… малыша VW Lupo.
P.S. Несмотря на надпись Lotus на одном из блоков и тот факт, что Bugatti была собственником этой компании на момент начала 90-х, никаких свидетельств об участии британцев в создании монструозного W18 найдено не было. Что эта надпись делает на двигателе остаётся загадкой.