Синтетика или полусинтетика – что выбрать? - производитель моторных масел Mirax

Синтетика или полусинтетика – что выбрать?

Время на чтение: 5 минут
Количество прочтений: 1313

В руководстве по эксплуатации транспортного средства нет прямых указаний на то, какой состав должен быть у смазочного материала, заливаемого в двигатель во время проведения сервисного обслуживания автомобиля. Автопроизводитель только рекомендует допустимые классы вязкости по SAE (Society of Automotive Engineers – Общество автомобильных инженеров США) и спецификации таких общепринятых в автомобильной отрасли организаций, как API (American Petroleum Institute – Американский институт нефти), ACEA (European Automobile Manufacturers’ Association – Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей), ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee – Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел). Классы вязкости подбираются с учетом диапазона температур, при которых будет эксплуатироваться транспортное средство. Спецификации вышеупомянутых организаций устанавливают допустимые значения эксплуатационных свойств масла.

Вместе с тем, автомобильные масла, как и любые другие продукты на рынке, при соответствии определенным стандартам могут сильно отличаться по своему качеству. Чтобы создать моторное масло, способное работать с высокой эффективностью в современных высоконагруженных двигателях, да еще в рамках строгих экологических норм в течение всего установленного автопроизводителем межсервисного интервала, необходимо применение лучших из существующих на рынке компонентов – базовых масел и пакетов присадок.

Шкала масел.jpg

Именно поэтому основу многих современных смазочных материалов двигателей составляют синтетические базовые масла, то есть изготовленные путем химического синтеза. К ним относятся, в частности, полиальфаолефины (ПАО) и силиконы, полиизобутилены, полигликоли сложные эфиры (эстеры), нафтены (алкилированные нафталины). В отличие от нефтяных базовых масел, в которых даже после применения самых передовых технологий очистки остается некоторое количество нежелательных элементов, таких, например, как сера, синтетические базовые масла, можно сказать, создаются с нуля под заведомо разработанные характеристики.

Базовые масла делятся на пять групп. Из них группа V наивысшая по качеству. Полиальфаолефины относятся к IV группе. ПАО получают в результате синтеза при использовании этилена или бутилена. Эстеры принадлежат V группе, они производятся из растительного сырья, такого как кокосовое или рапсовое масло. Масла I, II и III групп получают путем переработки и очистки нефти.

В конце двадцатого века базовое масло, изготовленное из сырой нефти по технологии каталитического гидрокрекинга, стали относить к синтетическим маслам. Причиной этому послужил тот факт, что гидрокрекинговое масло получается в процессе расщепления длинных молекул нефти и обогащения их водородом. Метод такого очищения признали как синтезирование. В результате гидрокрекинга производится очень качественное масло, довольно близкое по своим свойствам к маслам высших, IV и V групп. Вместе с тем, гидрокрекинговое базовое масло относят к III группе. Поскольку это масло имеет высокий индекс вязкости, его также нередко называют VHVI (Very High Viscosity Index). Сегодня на его основе изготавливается большое количество автомобильных масел.

К синтетическим базовым маслам относят и продукт, получаемый путем синтезирования природного газа – метана по технологии GTL (Gas-To-Liquid – из Газа в Жидкость). На одном из этапов его производства газ превращается в синтетическую сырую нефть. GTL-масла тоже очень близки по своим качествам к продуктам двух высших групп. Например, они обладают прекрасной стойкостью к окислению в условиях высоких температур, благодаря чему моторное масло способно долго сохранять свою эффективность, даже когда двигатель часто подвергается экстремальным нагрузкам.

Нередко в состав смазочного материала входят базовые масла разных групп. Какие это масла, и пропорции, в которых происходит их смешение, зависят от применения конечного продукта. От условий эксплуатации масла зависит и вводимый в него пакет присадок.

Смазочный материал, в основу которого входит и синтетическое и минеральное базовое масло, называется полусинтетическим. Минеральное масло производится в результате переработки и очистки нефти. Минеральные базовые масла относятся к I и II группам, их разделяет разная степень очистки.

Одной из главных характеристик базового масла является индекс вязкости. Чем он выше, тем меньше влияет на вязкостные свойства масла температура. Иными словами, масло с высоким индексом вязкости остается достаточно жидким в сильные морозы, быстро обеспечивая смазкой все пары трения двигателя во время его запуска, и вместе с тем, не разжижается до критических значений при высоких температурах, создавая между сопрягаемыми поверхностями прочный жидкостный слой.

Двигатель.jpg

Синтетические масла имеют высокий индекс вязкости, как правило, превышающий 150 единиц. Это позволяет минимизировать количество вносимого в базовое масло полимерного загустителя, а в ряде случаев и вовсе обойтись без него.

В состав полусинтетических масел включено значительно большее количество загустителя, чем в синтетику. Однако каким бы качественным ни был полимерный загуститель, в процессе работы двигателя он постепенно разрушается и вязкость смазочного материала падает. Следовательно эксплуатационные характеристики полусинтетики не отличаются высокой стабильностью.

Как уже отмечалось, синтетические масла лучше противостоят окислению. То есть они намного менее склонны к образованию губительных для двигателя отложений. Это свойство особенно важно как для современных высоконагруженных двигателей, так и для моторов автомобилей с большим пробегом.

Синтетические базовые масла в сравнении с минеральными имеют лучшие низкотемпературные свойства. Поэтому синтетика составляет основу смазочных материалов с классом вязкости 0W (по SAE), обеспечивающих быстрый пуск двигателя при температурах ниже -30°С. Кроме того, синтетическая база отличается низкой испаряемостью, что сокращает расход масла на угар.

MIRAX MX7 SAE 5W-30 API SP, ACEA A5/B5, 4л
Фасовка: 4 л
Артикул: 607035
Тип: Универсальное синтетическое моторное масло
Вязкость по SAE: 5W-30
Допуски и соответствия: API SP, ACEA A5/B5, Ford WSS-M2C913-С/D
Подробнее
MIRAX MX7 SAE 5W-40 API SL/CF, ACEA A3/B4, 4л
Фасовка: 4 л
Артикул: 607025
Тип: Универсальное синтетическое моторное масло
Вязкость по SAE: 5W-40
Допуски и соответствия: ACEA A3/B4, API SL/CF, VW 502.00/505.00, Porsche A-40, MB 229.3, GM-LL-A/B-025
Подробнее
MIRAX MX7 SAE 5W-30 API SL/CF, ACEA A3/B4, 4л
Фасовка: 4 л
Артикул: 607027
Тип: Универсальное синтетическое моторное масло
Вязкость по SAE: 5W-30
Допуски и соответствия: ACEA A3/B4, API SL/CF, VW 502.00/505.00, MB 229.3/229.5, RN 0700/0710, Opel GM-LL-A-025
Подробнее
MIRAX MX5 SAE 10W-40 API SL/CF, ACEA A3/B4, 4л
Фасовка: 4 л
Артикул: 607023
Тип: Полусинтетическое моторное масло
Вязкость по SAE: 10W-40
Допуски и соответствия: ACEA A3/B4, API SL/CF, MB 229.1
Подробнее

Но нельзя сказать, что полностью синтетическое масло во всем привлекательные смазочного материала, в составе которого присутствует минеральная основа. Полусинтетические масла выгодно отличаются ценой. Впрочем, будет неправильно относить это к минусам для синтетики. Ведь выпуск синтетических базовых масел – сложный и довольно затратный процесс. Он требует создания дорогостоящего производства, позволяющего создавать превосходный продукт. А использование высококачественного синтетического масла предотвращает выход из строя силового агрегата и обеспечивает максимальную эффективность его работы.

Другие статьи по теме

08.08.2024
ОСОБЕННОСТИ ВЯЗКОСТИ SAE 5W-40
Узнать больше
05.02.2024
Прогрев двигателя. Четыре точки зрения
Узнать больше
11.06.2024
Случай разрушения форсированного мотора
Узнать больше
15.08.2024
Еще раз про «улучшайзинг» масла
Узнать больше