Синтетика или полусинтетика – что выбрать?
В руководстве по эксплуатации транспортного средства нет прямых указаний на то, какой состав должен быть у смазочного материала, заливаемого в двигатель во время проведения сервисного обслуживания автомобиля. Автопроизводитель только рекомендует допустимые классы вязкости по SAE (Society of Automotive Engineers – Общество автомобильных инженеров США) и спецификации таких общепринятых в автомобильной отрасли организаций, как API (American Petroleum Institute – Американский институт нефти), ACEA (European Automobile Manufacturers’ Association – Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей), ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee – Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел). Классы вязкости подбираются с учетом диапазона температур, при которых будет эксплуатироваться транспортное средство. Спецификации вышеупомянутых организаций устанавливают допустимые значения эксплуатационных свойств масла.
Вместе с тем, автомобильные масла, как и любые другие продукты на рынке, при соответствии определенным стандартам могут сильно отличаться по своему качеству. Чтобы создать моторное масло, способное работать с высокой эффективностью в современных высоконагруженных двигателях, да еще в рамках строгих экологических норм в течение всего установленного автопроизводителем межсервисного интервала, необходимо применение лучших из существующих на рынке компонентов – базовых масел и пакетов присадок.
Именно поэтому основу многих современных смазочных материалов двигателей составляют синтетические базовые масла, то есть изготовленные путем химического синтеза. К ним относятся, в частности, полиальфаолефины (ПАО) и силиконы, полиизобутилены, полигликоли сложные эфиры (эстеры), нафтены (алкилированные нафталины). В отличие от нефтяных базовых масел, в которых даже после применения самых передовых технологий очистки остается некоторое количество нежелательных элементов, таких, например, как сера, синтетические базовые масла, можно сказать, создаются с нуля под заведомо разработанные характеристики.
Базовые масла делятся на пять групп. Из них группа V наивысшая по качеству. Полиальфаолефины относятся к IV группе. ПАО получают в результате синтеза при использовании этилена или бутилена. Эстеры принадлежат V группе, они производятся из растительного сырья, такого как кокосовое или рапсовое масло. Масла I, II и III групп получают путем переработки и очистки нефти.
В конце двадцатого века базовое масло, изготовленное из сырой нефти по технологии каталитического гидрокрекинга, стали относить к синтетическим маслам. Причиной этому послужил тот факт, что гидрокрекинговое масло получается в процессе расщепления длинных молекул нефти и обогащения их водородом. Метод такого очищения признали как синтезирование. В результате гидрокрекинга производится очень качественное масло, довольно близкое по своим свойствам к маслам высших, IV и V групп. Вместе с тем, гидрокрекинговое базовое масло относят к III группе. Поскольку это масло имеет высокий индекс вязкости, его также нередко называют VHVI (Very High Viscosity Index). Сегодня на его основе изготавливается большое количество автомобильных масел.
К синтетическим базовым маслам относят и продукт, получаемый путем синтезирования природного газа – метана по технологии GTL (Gas-To-Liquid – из Газа в Жидкость). На одном из этапов его производства газ превращается в синтетическую сырую нефть. GTL-масла тоже очень близки по своим качествам к продуктам двух высших групп. Например, они обладают прекрасной стойкостью к окислению в условиях высоких температур, благодаря чему моторное масло способно долго сохранять свою эффективность, даже когда двигатель часто подвергается экстремальным нагрузкам.
Нередко в состав смазочного материала входят базовые масла разных групп. Какие это масла, и пропорции, в которых происходит их смешение, зависят от применения конечного продукта. От условий эксплуатации масла зависит и вводимый в него пакет присадок.
Смазочный материал, в основу которого входит и синтетическое и минеральное базовое масло, называется полусинтетическим. Минеральное масло производится в результате переработки и очистки нефти. Минеральные базовые масла относятся к I и II группам, их разделяет разная степень очистки.
Одной из главных характеристик базового масла является индекс вязкости. Чем он выше, тем меньше влияет на вязкостные свойства масла температура. Иными словами, масло с высоким индексом вязкости остается достаточно жидким в сильные морозы, быстро обеспечивая смазкой все пары трения двигателя во время его запуска, и вместе с тем, не разжижается до критических значений при высоких температурах, создавая между сопрягаемыми поверхностями прочный жидкостный слой.
Синтетические масла имеют высокий индекс вязкости, как правило, превышающий 150 единиц. Это позволяет минимизировать количество вносимого в базовое масло полимерного загустителя, а в ряде случаев и вовсе обойтись без него.
В состав полусинтетических масел включено значительно большее количество загустителя, чем в синтетику. Однако каким бы качественным ни был полимерный загуститель, в процессе работы двигателя он постепенно разрушается и вязкость смазочного материала падает. Следовательно эксплуатационные характеристики полусинтетики не отличаются высокой стабильностью.
Как уже отмечалось, синтетические масла лучше противостоят окислению. То есть они намного менее склонны к образованию губительных для двигателя отложений. Это свойство особенно важно как для современных высоконагруженных двигателей, так и для моторов автомобилей с большим пробегом.
Синтетические базовые масла в сравнении с минеральными имеют лучшие низкотемпературные свойства. Поэтому синтетика составляет основу смазочных материалов с классом вязкости 0W (по SAE), обеспечивающих быстрый пуск двигателя при температурах ниже -30°С. Кроме того, синтетическая база отличается низкой испаряемостью, что сокращает расход масла на угар.
Но нельзя сказать, что полностью синтетическое масло во всем привлекательные смазочного материала, в составе которого присутствует минеральная основа. Полусинтетические масла выгодно отличаются ценой. Впрочем, будет неправильно относить это к минусам для синтетики. Ведь выпуск синтетических базовых масел – сложный и довольно затратный процесс. Он требует создания дорогостоящего производства, позволяющего создавать превосходный продукт. А использование высококачественного синтетического масла предотвращает выход из строя силового агрегата и обеспечивает максимальную эффективность его работы.