Технология AntiOX – защита масла от окисления и не только
Часто бывает так. Знакомясь с каким-либо новым маслом, мы узнаем, что оно имеет повышенный срок службы благодаря стойкости к окислению. Что стоит за этой фразой? Давайте разберемся.
Как известно, детали двигателя смазываются двумя способами: под давлением и разбрызгиванием. Моторное масло работает в виде тонких пленок либо, вырвавшись из-под гнета давления, интенсивно перемешивается с воздухом. Значит, поводов для контакта с кислородом у него более чем достаточно. А чем чреват такой контакт, да еще в условиях высоких температур? Правильно, окислением масла. Говоря бытовым языком, масло стареет.
Дело в том, что в углеводородах, входящих в состав масла, имеются реакционноспособные двойные связи. Они с удовольствием присоединяют кислород. В итоге образуются более крупные разветвленные молекулы.
Но кислород воздуха не единственная причина окисления масла. Свою лепту вносят агрессивные продукты сгорания топлива, высоко- и низкотемпературные отложения и ранее окисленное масло. Кто-то присоединяется к упомянутым двойным связям. Кто-то играет роль дополнительных инициаторов реакции окисления. Словом, атаки на масло идут со всех сторон.
Если не бороться с окислением масла, его вязкость будет расти, и вскоре мы заметим повышенный расход топлива. А потом и пусковые свойства масла снизятся. Дальше хуже – чрезмерное увеличение вязкости может вызвать повреждения подшипников (вкладышей), особенно при холодном пуске. Не исключаются и поломки деталей привода масляного насоса. И еще: окисленное масло оказывает коррозионное воздействие на антифрикционный слой вкладышей. Результат очевиден: несущая способность подшипников снижается, и двигатель приходится отправлять в ремонт.
Но не будем о грустном. Все знают, что товарное моторное масло состоит из базового масла и пакета присадок (additive package). В пакет входят моющие, диспергирующие, антикоррозионные, противоизносные и другие эффективные присадки. Среди них почетное место занимают присадки антиоислительные. Другое их название – антиоксиданты (antioxidants, oxidation inhibitors).
Задача антиоксидантов – разложение первичных продуктов окисления углеводородов (они называются гидропироксидами) и перевод свободных радикалов в стабильное состояние. Стабильное – значит практически не способное к реакции. Что ж, вполне логично: поскольку гидропироксиды выступают инициаторами дальнейшего окисления масла, их надо обезвреживать в первую очередь. Полностью блокировать процесс окисления невозможно, чудес не бывает, но его торможение получается очень эффективным.
Когда-то в качестве антиокислительных присадок применяли дитиофосфаты цинка. Однако производители масел от них отказались, и вот почему. Дитиофосфаты, являясь производными фосфорной кислоты, содержат фосфор – а он не сочетается с каталитическими нейтрализаторами отработавших газов.
Поэтому сегодня в рецептурах антиокислительных присадок устаревшие ингредиенты заменяют химическими соединениями, безопасными для нейтрализаторов. Один из лидеров таких технологий – корейская компания SIT Corporation LLC, владелец бренда смазочных материалов MIRAX.
Компания использует в своих маслах пакет присадок, включающий эффективный антиокислительный комплекс. Эта технология получила название АнтиОХ.
Что же входит в рецептуру АнтиОХ? Во-первых, соединения (соли) молибдена – мы будем называть их антиокислителями комплексного типа. Во-вторых, антиокислители аминного типа (ароматические амины). И, наконец, в-третьих, антиокислители фенольного типа (беззольные фенолы).
Комплекс создан по принципу «Вместе можем больше, чем поодиночке». Это называется синергией. Действительно, антиокислители имеют разные механизмы действия. И «включаются» в различных условиях работы двигателя.
Так, молибденовые антиокислители комплексного типа не только блокируют первичные продукты окисления, но и формируют пленку на поверхности деталей, предотвращающую образование этих первичных продуктов. Так уменьшается износ, снижается трение и предотвращается разрушение трущихся пар. Это важно, например, для стенок цилиндров, где пленка непрерывно обновляется. Иными словами, молибденовые ингредиенты помогают другим присадкам – антифрикционным и противоизносным.
Антиокислители аминного типа блокируют свободные связи углеводородов при высоких температурах. Тем самым они предотвращают образование высокотемпературных отложений. Это актуально для наиболее нагретых участков двигателя. В первую очередь назовем верхнюю часть поршня – твердый нагар на ней способствует полировке стенок цилиндра. Тут же находятся поршневые канавки, с которыми тоже все ясно: образование нагара в них вызывает закоксовывание поршневых колец. Внутренняя поверхность днища поршня вблизи пальца просто обязана быть чистой, иначе отвод теплоты от поршня резко ухудшится. А ведь эта область непрерывно омывается маслом – в некоторых двигателях разбрызгиванием, а в некоторых принудительно. Масла здесь бывает много, а вот отложений быть не должно. В итоге антиокислители аминного типа помогают моющим присадкам (детергентам).
Антиокислители фенольного типа блокируют присоединение кислорода при умеренных температурах. Тем самым они предотвращают образование низкотемпературных отложений. И помогают диспергирующим присадкам (дисперсантам) поддерживать загрязнения во взвешенном состоянии.
Таким образом, в технологии АнтиОХ реализованы:
- синергия антиокислительных ингредиентов друг с другом – раз;
- синергия антиокислительного комплекса со всем additive package – два.
Давайте отвечать вместе. Многие современные двигатели построены по технологии downsizing. Обороты большие, турбина, температурный режим напряженный, объем системы смазки невелик, оборачиваемость масла высокая, условия для его окисления идеальные. Тут-то и поможет масло с АнтиОХ.
Нет, нет, скажет возможный оппонент. У меня внедорожник, большой, мощный, какой там downsizing! Спасибо, понятно. Участвуете в трофи-рейдах, ваша стихия –бездорожье, экстрим, охота, рыбалка. Выбираетесь из ям с запредельными нагрузками, радиатор в грязи, двигатель на грани перегрева. И вам АнтиОХ поможет – нужно лишь перечитать написанное выше.
А вот скромный отец семейства на бюджетном автомобиле. Поездки ежедневные, но короткие – до детского садика, до работы и обратно. Двигатель редко прогревается до оптимальной температуры, особенно зимой. Такой режим – рай для образования низкотемпературных отложений и быстрого старения масла. Здесь тоже рекомендуется использовать масло с АнтиОХ.
Можем пообщаться и с пенсионером. У него автомобиль с большим пробегом. Большая вероятность, что в двигателе накопилось много отложений, особенно если он годами использовал далеко не лучшее масло. А отложения время от времени вымываются и способствуют ускоренному окислению свежего масла. Да и поршневые кольца «подсевшие», отработавшие газы в картер прорываются. И здесь поможет масло с АнтиОХ.
А вот среднестатистический городской водитель. Его участь – стоять в пробках. Иногда ехать. Этот режим называется stop and go. Двигатель здесь работает в неблагоприятном тепловом режиме. Старые машины в жару перегреваются и «закипают». А современные, особенно оснащенные опцией start-stop, зимой прогреваются недостаточно. И вот вам отложения – одним высокотемпературные, а другим – низкотемпературные. Остается уповать на пакет присадок, включающий АнтиОХ.
В заключение отметим, что эффективность моторных масел MIRAX с применением антиокислительного комплекса AntiOX доказана лабораторными тестами и натурными испытаниями. А стабильность характеристик корейских масел гарантируется системой контроля качества на заводах SIT Corporation LLC.