Как выбрать моторное масло для дизеля?
Из-за сравнительно невысокого распространения в России легковых дизельных двигателей довольно мало известно о специфике их эксплуатации в целом и моторных маслах в частности. Статистика показывает, что основными любителями моторов на тяжелом топливе в нашей стране оказались преимущественно покупатели крупных внедорожников и легковушек европейских марок, зачастую совсем не дешевых. Современные дизели ценят не только за традиционно отличные тяговые характеристики на фоне низкого расхода топлива, но и за сравнительно высокий уровень надежности.
Особенности дизельных ДВС
Моторы с воспламенением от сжатия обычно покрепче своих бензиновых собратьев, но и нагрузки на цилиндропоршневую группу здесь повыше. Абсолютное большинство дизельных двигателей основаны на длинноходной конструкции с очень высокой степенью сжатия. Перешагнуть порог в 20:1 сначала мешало развитие топливных систем, а следом и вовсе случился скандально известный дизельгейт, в значительной степени развернувший индустрию в сторону бензиновых моторов и гибридов.
Степень сжатия – это отношение объема цилиндра с поршнем в нижней мертвой точке к объему цилиндра в верхней мертвой точке. Чем она выше, тем беднее может быть топливовоздушная смесь, тем эффективнее мотор в целом. Именно поэтому дизельные ДВС такие тяговитые и экономичные. Воспламенение тяжелого топлива происходит при более высокой температуре, выделяя больше энергии, которую длинноходная конструкция мотора позволяет лучше преобразовывать в крутящий момент. Минусы такой конструкции очевидны:
- – огромная нагрузка на шатунно-поршневую группу;
- – повышенный температурный режим;
- – необходимость чрезвычайно тонкой и дорогостоящей топливной аппаратуры;
- – строгие требованиями к топливу.
Klymenko Mariia/Shutterstock.com
Моторное масло для дизельного двигателя
Вышеуказанные особенности не могли не отразиться на требованиях к моторным маслам. Высокая компрессия дизельного двигателя приводит к более активному прорыву продуктов сгорания в картер, что значительно ускоряет деградацию смазочного материала. Высокосернистое тяжелое топливо, которое, в отличие от некачественного бензина, на просторах нашей страны встретить очень легко, также способствует быстрому окислению моторного масла. Оксидация, в свою очередь, на практике означает утрату жидкостью в картере как смазывающих, так и противоизносных свойств.
Атмосферный дизель сейчас можно встретить разве что на тракторе, поэтому усугубляет ситуацию еще и турбина, предъявляя еще более высокие требования к температурным свойствам масла. Это находит отражение в конструкции дизельных ДВС. В среднем размер картера этих моторов превышает размер картера бензиновых аналогичного объема, так как большее количество смазки окисляется медленнее. Более того, картер у одного и того же дизельного двигателя может отличаться в зависимости от модели автомобиля. К примеру, поддон мерседесовского ОМ651 на легковых моделях – в районе 7 литров, а на Mercedes Sprinter доходит до 12 литров. Это прямое отражение задач машины: коммерческий транспорт должен работать, и частые межсервисные интервалы здесь непозволительны.
Таким образом, у дизельных двигателей действительно есть свои объективные особенности и требования, которые находят свое отражение в бесчисленных международных и локальных классификациях.
Универсальные масла для дизельных и бензиновых двигателей
Существуют так называемые универсальные масла. Например, распространенная в России еще с 1990 годов классификация API предусматривает двойные стандарты: масло может соответствовать как бензиновому классу, так и дизельному. Недостаток универсальных масел заключается в том, что зачастую дизельная спецификация идет автоматом и особой актуальностью не отличается.
На рынке широко распространены масла класса SM/CF или SN/CF, где бензиновая спецификация все еще относительно современная (SN презентовали в 2010 году). Дизельный CF появился еще в 1990 году. Моторы на тяжелом топливе с тех пор довольно сильно изменились, и применение масел данного стандарта в ДВС младше 2009 года выпуска категорически не рекомендуется.
Классификация API предусматривает и обратную ситуацию: когда дизельный класс идет впереди бензинового (например, CI-4/SL). Это верный признак масел, разработанных в первую очередь для дизельных моторов, но их можно использовать и в бензиновых ДВС в соответствии с конкретной спецификацией. Другое дело, что подобные смазочные материалы предназначены в первую очередь для коммерческой техники. Отсюда традиционно более крупная фасовка и сравнительно небольшой ассортимент.
Для нашей страны более актуальна европейская классификация ACEA. Это обусловлено тем, что большинство легковых дизелей в нашей стране родом именно из Старого Света, где в определенной степени сложилась похожая ситуация. Наиболее распространенный класс ACEA A3/B4 предусматривает универсальные масла, где класс A3 отвечает за бензиновые характеристики, а B4 – за дизельные. Разница лишь в том, что B4 куда моложе своего американского собрата. Другие отличия классификаций рассмотрим ниже.
Классификация API для дизельных двигателей
В классификации API приведены требования именно для высоконагруженных дизелей коммерческого транспорта, но ее требования можно встретить, например, в инструкциях по эксплуатации японских автомобилей. Сервисные книжки дизельных Toyota Land Cruiser, Mitsubishi Pajero, Nissan Pathfinder не для внутреннего рынка. Там руководствуются нормами JASO DL-1 и отправят вас именно к американско-международной классификации API. Однако все же рекомендуется сверяться с инструкцией именно на ваш автомобиль. Перечислим наиболее актуальные и распространенные:
- – API CI-4. Введена в 2002 году и предназначена для дизельных двигателей, соответствующих экологическим нормам Евро-4, оборудованных клапаном рециркуляции EGR. Допускает применение топлива с содержанием серы до 0,5 %. Обратно совместима с устаревшими классами CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4;
- – API CJ-4. Появилась одновременно с бензиновым API SN в 2010 году и относительно требований API CI ограничивает допустимое в топливе содержание серы на уровне 0,05 %. Поэтому рекомендуется применять такие масла, только когда вы уверены в качестве топлива;
- – API CK-4. Представлена в 2017 году. Классификация дополняет API CJ требованиями по окислению масла, отложениям на поршнях, изменению температурных свойств и вязкости, а также по защите катализатора, сажевого фильтра, износа двигателя и других систем доочистки выхлопных газов. На сегодняшний день масла данного класса являются самыми качественными по классификации API. Однако, несмотря на полную совместимость с более ранними спецификациями, они строго ограничены в применении качеством дизельного топлива. Содержание серы должно быть не более 0,05 %. Применять рекомендуется только с топливом Евро-5;
- – FA-4. Это так называемая энергосберегающая категория, которая ограничивает высокотемпературную вязкость HTHS на уровне 2,9–3,2 сП в целях снижения расхода топлива и вредных выхлопов. В нашей стране применяется крайне редко и не является обратно совместимой с другими дизельными классами API.
Моторные масла для европейских дизелей и классификация АСЕА
При выборе масла для дизеля европейского производства в первую очередь стоит обратить внимание на допуск автопроизводителя. Любая немецкая или французская марка имеет свой отдельный дизельный допуск, а то и несколько. К примеру:
- – концерн VAG предписывает на территории РФ в любые дизельные моторы заливать масла класса VW 507;
- – Daimler AG для своих автомобилей рекомендует смазочные материалы спецификации MB 229.51;
- – в дизельные моторы Renault, весьма распространенные в РФ на экспортных машинах из Европы, необходимо заливать масла класса RN0710 или более свежего RN17
Все вышеперечисленные допуски основаны на общеевропейской спецификации ACEA C3. Это типичная схема для Старого Света, когда большинство требований общие между участниками Европейской ассоциации автопроизводителей. Каждый концерн дополняет эту базу своими тестами и ограничениями. Поэтому при выборе масла в дизельный двигатель европейского производства, помимо допуска автоконцерна (или в его отсутствия), можно руководствоваться требованиями АСЕА.
С европейскими марками следует сделать оговорку. Дизельное топливо в странах Старого Света отличается очень высоким качеством, а экологические нормы – особой строгостью. Поэтому уже 20 лет моторные масла для дизелей делают среднезольными (классы ACEA C2 или C3) или даже низкозольными (классы C1, C4, C5). Уменьшенное содержание сульфатной золы бережет сажевый фильтр и другие экологические системы. Несмотря на высочайшие эксплуатационные характеристики, у таких рецептур есть побочный эффект: сравнительно невысокое щелочное число (в смазочных материалах этот показатель отвечает за моющие свойства). Такие масла будут великолепно себя показывать при условии применения низкосернистой солярки и, наоборот, будут не самым удачным выбором при использовании низкокачественного топлива. Поэтому, если ваш автомобиль не оборудован сажевым фильтром и позволяет инструкция, не рекомендуется применение масел с пониженной зольностью в сочетании с дизелем сомнительного качества.
Можно ли лить моторное масло для грузовиков в легковое авто
Вопрос обусловлен тем, что моторы грузовиков дизельные. Коммерческий транспорт в современном мире рассчитан на не просто большие, а огромные межсервисные интервалы – это их ощутимое конкурентное преимущество. Соответственно, грузовые дизельные масла свежих спецификаций де-факто являются одними из самых качественных в индустрии. Есть категория потребителей, которые выбирают именно такие продукты для своих легковых автомобилей. Особенно распространено явление среди off-road-сообщества. Минусов немного:
- – масла никто не испытывал с легковыми дизелями;
- – высокая цена;
- – зачастую только крупный литраж упаковки (их редко выпускают в таре меньше 6–7 литров).
Заключение и выводы
Как видите, у дизельных двигателей действительно есть немало особенностей, которые напрямую затрагивают используемые смазочные материалы. В качестве резюме при ответе на вопрос, какое масло лить в дизель, приведем две практические рекомендации:
- – для двигателей, не оборудованных самыми современными системами очистки выхлопа, эксплуатируемых на топливе не лучшего качества, рекомендуется выбирать масла с высоким щелочным числом и на синтетической основе. В ассортименте MIRAX таким продуктом является MIRAX MX9 5W-40 ACEA A3/B4;
- – для более современных моторов, соответствующих современным экологическим нормам и оборудованных сажевыми фильтрами, лучше выбрать среднезольные продукты. В каталоге MIRAX это продукт MIRAX MX9 5W-30 ACEA С3. Моторное масло официально сертифицировано Европейской ассоциацией автопроизводителей (ACEA), поэтому подойдет большинству европейских марок последних 20 лет.