Прогрев двигателя. Четыре точки зрения
Надо ли прогревать двигатель в холода? Тема вечная, что подтверждают статьи и споры, повторяемые из года в год. Исчерпывающего ответа нет, поиски истины продолжаются. Поищем ее и мы. Рассмотрим тему прогрева с нескольких точек зрения.
1. Традиции
Почему зимой прогревали моторы советских легковушек, грузовиков ГАЗ-51, ЗИС-150 и других автомобилей? Во-первых, из-за масел. Моторные масла тех времен на морозе густели, плохо прокачивались и неохотно поступали к трущимся деталям. Во-вторых, из-за особенностей конструкции старых двигателей. Зазоры в парах трения были большие, специальные антифрикционные покрытия на детали не наносились. Вот и прогревали моторы на холостых. И строго без нагрузки. А перед этим заливали в систему охлаждения кипяток, а в особо тяжелых случаях грели картер открытым пламенем (что, кстати, запрещалось). Интересные были времена!
А сознание наше инертно. Дед грел «Победу», отец грел «Москвич-412», вот и я свой «KIA» греть буду – примерно так рассуждают некоторые наши водители.
2. Масла и система смазки
А что мы имеем сегодня? Современные синтетические, полусинтетические и гидрокрекинговые масла сохраняют требуемую вязкость при любой температуре. Индекс вязкости у них высокий, прокачиваемость прекрасная.
Масло достигает всех пар трения в считанные секунды после запуска двигателя. И даже подшипники распределительного вала в двигателе верхневальной схемы (наиболее удаленные от масляного насоса детали!) не остаются без масла.
Иными словами, двигатель получает надежную смазку быстро – значит, и ехать можно практически сразу после запуска. Завел двигатель, смахнул снег с ветрового стекла, положил вещи на сиденье, устроился поудобнее, пристегнулся, включил электроподогрев сидений и магнитолу – вот и прошло несколько минут. Вперед! Но без резких ускорений…
Надо ли прогревать двигатель в холода? Тема вечная, что подтверждают статьи и споры, повторяемые из года в год. Исчерпывающего ответа нет, поиски истины продолжаются. Поищем ее и мы. Рассмотрим тему прогрева с нескольких точек зрения.
3. Слово инженеру по двигателям
Инженер много чего скажет. На несколько статей хватит, а то и на полноценную книгу. Попробуем сформулировать его мнение кратко.
Детали двигателей изготавливаются из чугуна, стали, алюминиевых и других сплавов. Коэффициенты теплового расширения у них разные, соответственно и детали при прогреве ведут себя по-разному.
Вот алюминиевый поршень и стальной поршневой палец. Пара «сталь внутри алюминия» при низкой температуре будет иметь малый зазор. Но по мере прогрева этот зазор будет (внимание!) увеличиваться. Все логично: алюминий греется быстрее стали, и та вынуждена его догонять. Догонит – и зазор станет нормальным.
Иная картина в паре «алюминиевый поршень – чугунная гильза». Здесь, образно говоря, «алюминий движется внутри чугуна», поэтому при прогреве двигателя зазор будет наоборот, уменьшаться до рабочего.
Таким образом, прогрев приводит зазоры к нормальным показателям для любых сочетаний конструкционных материалов. Но какой именно прогрев? Медленный, без увеличения оборотов. Иначе может появиться стук при перекладке поршня. А это удар юбки о стенку цилиндра – явление неприятное и опасное.
Но это еще не все проблемы. В холодный двигатель подается обогащенная топливная смесь. При этом избыток топлива может смывать масляную пленку, поэтому большие нагрузки здесь противопоказаны. Правда, в современных двигателях поршневые кольца имеют специальные антифрикционные покрытия. Но так или иначе, холостые обороты при прогреве оказываются более щадящими, чем повышенные с нагрузкой.
Примеры можно продолжить. Но и так видно, что с технической точки зрения двигатель прогревать надо – на холостых или немного увеличенных оборотах без нагрузки. И обязательно использовать зимой моторное масло с высоким индексом вязкости – например, «нулевку» 0W-ХХ, где 0W – зимний класс вязкости, а ХХ – какой-либо летний класс вязкости. Среди продуктовой линейки MIRAX такие тоже имеются: моторные масла класса вязкости 0W-20 и 0W-30.
4. Экология
Опять в квартире вонь выхлопа – это жилец из соседнего подъезда прогревает припаркованную под окнами машину. Кому понравится жить в газовой камере?
Можно пойти и сказать об этом владельцу автомобиля. Что он ответит? Выберем цивильный, вежливый вариант. А ответит он, что у двигателя есть оптимальный тепловой режим, что езда на холодном моторе приводит к повышенному износу, а поэтому необходимо обеспечить требуемые тепловые зазоры и т.д. Вот и стоит он, и молотит на холостых. Тепловые зазоры, значит, обеспечивает... Вот обеспечит и уедет. Словом, типичный персонаж из нашего Пункта 1.
Кстати, попробовал бы этот персонаж прогревать мотор во дворе где-нибудь в стране с жестким экологическим законодательством. Нарвался бы на такие штрафы, что без машины остался бы, а главное – без желания когда-либо «обеспечивать оптимальный тепловой режим двигателя» в жилой зоне.
Надо ли прогревать двигатель в холода? Тема вечная, что подтверждают статьи и споры, повторяемые из года в год. Исчерпывающего ответа нет, поиски истины продолжаются. Поищем ее и мы. Рассмотрим тему прогрева с нескольких точек зрения.
5. Резюме
Давайте соберем все полезное и конструктивное из перечисленного. Получается, что прогрев двигателя все же необходим, но без фанатизма.
Прежде всего, используем высококачественное моторное масло с хорошей прокачиваемостью, лучше, «нулевку». Сверяем его характеристики по API и АСЕА c рекомендациями производителя автомобиля.
Начинаем движение через несколько минут после запуска двигателя. По логике, износ будет минимальным, если двигатель прогреется за возможно меньшее число ходов поршней при невысокой нагрузке. При прогреве на холостых оборотах нагрузка будет щадящей, но прогрев пойдет медленно. Значит, число ходов поршней получится большим. А при интенсивном движении прогрев будет быстрым, но нагрузки холодному двигателю здоровья не прибавят.
Значит, оптимум возможен лишь при неторопливом плавном движении, без увеличения оборотов, а значит – без ускорений и рывков. Это не слишком противоречит рекомендациям нашего инженера из Пункта 3, не так ли?
Что касается автомобилей, припаркованных под окнами… Совет простой: завели двигатель – и уезжайте. Если автомобиль современный, блок управления сам распорядится количеством и качеством смеси, а также зажиганием. А если машина старая карбюраторная, выдвигайте «подсос» для обогащения смеси и, как минимум, перемещайтесь подальше от окон жилого дома. И уж там завершайте любимый прогрев.