Нужна ли промывка при замене масла? | Обзор и рекомендации
8(800) 700-34-77
(24/7) | Бесплатный звонок по РФ

Нужна ли промывка при замене масла?

Время на чтение: 5 минут
Количество прочтений: 199

Вечная тема

Близится весна, а с ней и сезонное ТО. Многим пора менять моторное масло. Надо ли промывать двигатель перед заливкой свежего масла? Тема из разряда вечных – таких, как «греть или не греть двигатель?», «шипы или липучка?» и т.д. В интернете полно советов, но большинство из них какие-то расплывчатые. Типа «Да, мыть надо, но...», «Нет, мыть не надо, но...», «В каждом случае есть особенности...». Конкретных рекомендаций гораздо меньше. Еще бы, это же ответственность… Двигатель – агрегат дорогой.

Попробуем внести ясность в полемику. Моторное масло в процессе эксплуатации непрерывно загрязняется – это аксиома. В него попадают продукты износа двигателя, а также посторонние частицы извне, поскольку идеальных воздушных фильтров не бывает. А еще масло подвергается глубокому окислению, в результате чего образуются нерастворимые соединения.

Однако не все так страшно, поскольку современная композиция присадок к маслу содержит важнейшие ингредиенты: дисперсанты и детергенты. Именно они следят за чистотой внутренностей двигателя.

shutterstock_2015214260.jpg
megaflopp/Shutterstock.com

Секреты присадок-мойщиков

Задача дисперсантов – удерживать загрязнения масла в мелкодисперсном состоянии. Иначе сетка маслоприемника окажется забитой, в картере появятся отложения, а масляные каналы закупорятся сгустками, напоминающими по консистенции майонез.

Но дисперсанты не только поддерживают частицы во взвешенном состоянии – они способствуют их измельчению. Поэтому масляный насос может гонять мельчайшие загрязнения по кругу чуть ли не бесконечно – они не слипаются, не оседают, не пригорают.

Поскольку дисперсанты борются с низкотемпературными отложениями (шламами), можно сказать, что они обладают и моющими свойствами.

Однако классическими «мойщиками» являются детергенты. Их задача – предотвращение образования нагара и лаковых отложений на наиболее нагретых участках деталей. В первую очередь назовем верхнюю часть поршня – твердый нагар на ней способствует полировке стенок цилиндра. Тут же находятся поршневые канавки, с которыми тоже все ясно: образование нагара в них вызывает закоксовывание поршневых колец.

Обычно в масло вводят не один детергент, а их комбинацию. Скорости нейтрализации кислот у детергентов различные, поэтому в комплексе они работают эффективнее, дополняя друг друга.

Быстрое потемнение масла после замены не должно настораживать владельца автомобиля. Потемнение означает, что дисперсанты и детергенты хорошо выполняют свои функции. И наоборот, если масло долго остается светлым, значит, внутренности двигателя обрастают высоко- и низкотемпературными отложениями со всеми вытекающими невеселыми последствиями. Проще говоря, масло ничего не моет.

shutterstock_2104530980.jpg
Varavin88/Shutterstock.com

Вроде бы все ясно…

Итак, современные моторные масла «вооружены» эффективными моющими и диспергирующими присадками. Отсюда вывод. Промывка двигателю не понадобится, если:

  • В двигатель заливается только высококачественное масло от известного производителя.
  • Масло заменяется строго в сроки, оговоренные инструкцией по эксплуатации автомобиля.

А если вдруг?

Но жизнь иногда вносит коррективы в эти правила. Вот пара реальных случаев:

  • Пробило прокладку ГБЦ, в масло попал антифриз. Серьезная ситуация. Этиленгликоль способствует коагуляции загрязнений, которые до того тщательно измельчались дисперсантами. Так недолго и забить сетку маслоприемника. Да и сами моющие и диспергирующие присадки начинают подвергаться усиленной гидролизной атаке. Немедленно прекращаем эксплуатацию!
  • По какой-либо причине купили суррогатное масло. Прельстились ценой, как это часто бывает. Через короткое время спохватились, заподозрив неладное. Двигатель еще «не стуканул», но шум его работы явно ненормальный. Не рискуем, прекращаем эксплуатацию.

Как промывать

В перечисленных случаях промывка необходима. После удаления «отработки» промывочное масло заливают в еще теплый двигатель и дают ему поработать на холостом ходу 15-20 мин.

Что представляет собой промывочные масла (иногда их называют промывочными жидкостями)? Это действительно масла в привычном понимании. Все у них, «как у больших»: в основе – база, чаще всего минеральная; в качестве функциональных компонентов – присадки. Правда, в сравнении с товарными моторными маслами, состав композиции у них специфичен: главенствующее место в ней занимают очень сильные моющие и диспергирующие ингредиенты. А вот антикоррозионные, противоизносные, антиокислительные и прочие присадки в промывочных маслах, как правило, отсутствуют.

Но использование промывочного масла – не единственный выход. Можно немного потратиться и промыть двигатель полноценным свежим маслом хорошего качества. Залить его в двигатель, немного поездить, не давая двигателю больших нагрузок, и снова поменять масло.

В любом случае перед промывкой следует поменять масляный фильтр! Иначе холодное промывочное или товарное масло заставит открыться перепускной клапан старого фильтра, загрязнения попадут в систему и снизят эффективность гигиенической процедуры.

shutterstock_2157719299.jpg
Yury Nikolaev/Shutterstock.com

Купили подержанный автомобиль

Нельзя обойти и необходимость промывки двигателей подержанных автомобилей. Кто знает, что заливал в него прежний владелец? Значит, двигатель надо промыть обязательно. Мотористы пугают: если отложений в старом двигателе много, они поднимутся «грязной черной тучей» и закупорят все, что только можно: сетку маслоприемника, каналы... Такая опасность есть, поскольку промывочное масло агрессивно к отложениям и действительно способно создать «черную тучу».

И все же мыть такие моторы необходимо, но не «в лоб», а по комбинированной схеме. Примерно такой: залил свежее товарное масло, проехал половину срока до замены, а то и треть срока – и поменял масло. Потом повторил процедуру. Потом применил промывку. Так постепенно уйдет из двигателя застарелая грязь. И тогда можно залить свежее масло и спокойно ездить.

С хорошим маслом – не мыть!

И в заключение вернемся к уже сказанному. Лучше не доводить ситуацию с маслом до критических и тем более аварийных ситуаций. Если эксплуатировать автомобиль правильно, следить за общим состоянием двигателя, заливать только высококачественное проверенное масло и менять его вовремя, промывка двигателю не понадобится никогда.

Другие статьи по теме

26.12.2023
Синтетика или полусинтетика – что выбрать?
Узнать больше
20.03.2024
О присадках – популярно. Часть 1
Узнать больше
27.02.2024
Масла MIRAX для Suzuki Vitara (от 2015 г.в)
Узнать больше
26.12.2023
Для чего нужны гидрокомпенсаторы и как продлить их ресурс?
Узнать больше