Обзор моторных масел класса вязкости 0W (нулевок)

Чем хороша «нулевка» - масла класса вязкости 0W?

Время на чтение: 4 минуты
Количество прочтений: 169

IMG_20240130_142558_326.jpg

Читаем этикетку

Перед нами канистра с моторным маслом. Среди прочего мы видим на ней надпись SAE 10W-40. Или SAE 5W-30. Или SAE 15W-40. Возможно и другое сочетание цифр и буквы W. В наше время все знают, что эти символы связаны с вязкостью масла по классификации SAE J 300. Но как именно связаны?

Для примера вернемся к маркировке SAE 5W-30. Что такое 5 и 30? На форумах и в социальных сетях часто пишут, что это и есть вязкость. Мол, 5W – вязкость зимняя (ведь W – это winter, зима!), а 30 – вязкость летняя.

Нет, не вязкость это. А что же? Правильный ответ – классы вязкости по SAE. 5W это зимний класс, а 30 – летний. И пишутся они именно через дефис, чтобы четко отделить зимний класс вязкости от летнего. Хотя некоторые маркетологи отступают от этого правила и убирают дефис. Например, пишут просто 5W30. Напрасно. Это отступление от маркировки SAE.

Но вернемся к теме. Каждый класс вязкости соответствует своему ряду показателей моторного масла. Наиболее важные – кинематическая вязкость и динамическая вязкость, от которых зависят пусковые свойства, прокачиваемость и толщина пленки при высокой температуре. Запомним это, пригодится через несколько абзацев.

О маслах сезонных и всесезонных

Если на этикетке указаны оба класса вязкости, например, вот так «5W-30», значит, масло всесезонное. Потому что существуют и сезонные масла – просто зимние и просто летние. Зимние обозначаются SAE 5W, SAE 10W и т.д., летние – SAE 30, SAE 40 и т.д.

Сегодня всесезонные масла практически вытеснили своих зимних и летних коллег. Потребителю удобно: не нужно менять масло «по сезону», можно ориентироваться лишь на пробег автомобиля, оговоренный заводом-изготовителем. Кроме того, всесезонные масла, как правило, обладают энергосберегающими свойствами, чего бывает не вовсе летних или зимних маслах.

MIRAX MX9 SAE 0W-20 API SP, ILSAC GF-6A, 4л
Фасовка: 4 л
Артикул: 607039
Тип: Премиальное синтетическое моторное масло
Вязкость по SAE: 0W-20
Допуски и соответствия: API SP, ILSAC GF-6А, GM Dexos1 Gen2
Подробнее
MIRAX MX9 SAE 0W-20 API SN PLUS, ACEA C5, 4л
Фасовка: 4 л
Артикул: 607037
Тип: Премиальное синтетическое моторное масло
Вязкость по SAE: 0W-20
Допуски и соответствия: API SN, ACEA C5, VW 508 00/509 00, Porsche C20
Подробнее
MIRAX MX9 SAE 0W-30 API SP, ACEA A5/B5,4л
Фасовка: 4 л
Артикул: 607041
Тип: Премиальное синтетическое моторное масло
Вязкость по SAE: 0W-30
Допуски и соответствия: API SP, ACEA A5/B5, A7/B7, BMW LL-01FE, MB 229.6, RN 0700
Подробнее

Чем больше число, обозначающее класс, тем выше вязкость соответствующего масла. Двигатели со значительным пробегом, а, следовательно, повышенным износом трущихся деталей, как правило, требуют более вязких масел, чем новые. Для моторов зрелого возраста подойдут классы SAE 15W-40 или даже SAE 15W-50. Такие масла обеспечат меньший расход масла на угар, лучшее уплотнение камеры сгорания и снижение шумности работы двигателя. Однако водителю придется смириться с увеличенным расходом топлива.

Для зимней эксплуатации (особенно безгаражной!) следует применять масла более низких зимних вязкостных классов, например, SAE 0W-ХХ, SAE 5W-ХХ или в крайнем случае 10W-XX, где символы ХХ обозначают какие-либо летние классы. Такие масла обеспечат легкий и надежный пуск двигателя, быстрый его прогрев и снижение пусковых износов.

shutterstock_2264407739.jpg

Нулевки

Среди всесезонных масел есть очень интересные классы – так называемые «нулевые». В просторечии «нулевки». В частности, к ним относится уже упомянутое масло SAE 0W-30. Имеются «нулевки» и в продуктовой линейке MIRAX, например MX9 SAE 0W-30. Что сулит водителю нолик перед буквой W?

Напомним: чем меньше число перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низких температурах. За этим стоят привлекательные эксплуатационные характеристики: легкий холодный пуск даже при частично разряженной батарее, хорошая прокачиваемость и многое другое, продлевающее жизнь двигателю.

Нолик – своеобразная «вершина» зимнего ряда. Значит, масла, класс которых начинается с символов 0W, имеют лучшие показатели проворачиваемости и прокачиваемости, обеспечивая высокую скорость подачи масла к парам трения. Последнее обстоятельство особенно важно для подшипников распределительных валов в двигателях верхневальной схемы. Кроме того, хорошая прокачиваемость обеспечивает снижение расхода топлива.

Так, с маслом SAE 0W-ХХ можно смело совершать дальние поездки в межсезонье. Например, выехать в марте с русского Севера на побережье Черного моря или в страны Средней Азии. Указанные масла легко выдержат ночные вологодские морозы и южную жару. Можно поехать с прицепом в горы – всесезонные масла «нулевых» классов с широким температурным вязкостным диапазоном надежно сохранят двигатель от перегревов и перегрузок.

shutterstock_1927603652.jpg

Есть еще одна особенность: чем ниже тепловой режим двигателя, тем меньше должен быть зимний класс вязкости масла. Например, в городском режиме, когда поездки коротки, а стоянки с выключенным мотором продолжительны, двигатель не успевает прогреться до оптимальной температуры. Применение «нулевки» обеспечивает снижение потерь на трение в подшипниках и в цилиндропоршневой группе.

Как видим, «нулевка» соответствует широкому спектру требований к эксплуатации. Даже если эти требования противоречивы. Почему так? Никакого секрета. Есть у масел такой показатель – индекс вязкости. Это безразмерная величина, характеризующая зависимость вязкости от температуры масла. Чем выше индекс вязкости, тем легче холодный пуск и надежней масляная пленка в жару.

Так вот, у «нулевок», самый высокий индекс вязкости среди моторных масел. Самый высокий! И этим все сказано.

Другие статьи по теме

22.02.2024
Нужна ли промывка при замене масла?
Узнать больше
30.01.2024
Масла MIRAX для Nissan Note
Узнать больше
05.02.2024
Прогрев двигателя. Четыре точки зрения
Узнать больше
26.12.2023
Как влияет несливаемый остаток масла на свойства свежего?
Узнать больше