0W-20 — низковязкое масло для современных двигателей | Допуски VW, ILSAC

Масло 0W-20: характеристики, применение, температурный диапазон

Опубликовано:
Время на чтение: 7 минут
Количество прочтений: 137
BLKstudio/Shutterstock.com

В сознании большинства российских автолюбителей моторные масла класса SAE 0W-20 вызывают смешанные ассоциации – сложно представить, что нечто настолько жидкое имеет право называться смазочным материалом. Современные низковязкие энергосберегающие продукты принято считать более результатом хорошей работы экологов, нежели инженеров. Даже у нас язык не повернется назвать это мнение совсем уж безосновательным – тем не менее доля 0W-20 на российском рынке неуклонно растет. Большой загадки здесь нет: рост популярности 0W-20 связан со строгими предписаниями инструкции по эксплуатации автомобиля – когда той или иной модели ДВС рекомендована «двадцатка», то альтернативной вязкости чаще всего не предусмотрено. И чем моложе автомобиль, тем чаще в сервисной книжке вы встретите энергосберегающие масла – существуют даже вязкости 0W-16 и 0W-8. Массового засилья 0W-20 в России пока не случилось исключительно ввиду медленного темпа обновления автопарка, ведь такие гиганты, как группа Volkswagen, концерн General Motors, Jaguar Land Rover, Volvo/Geely, Chrysler, а также многие модели Mercedes и BMW уже перешли на эту вязкость в последних поколениях своих моторов.

Немного истории

Впрочем, началось все в Японии еще 20 лет назад. Инноваторами в очередной раз оказались инженеры Honda – после долгой череды испытаний вязкость SAE 0W-20 была выбрана в качестве заводской заливки в автомобили Honda Insight с технологией Integrated Motor Assist (IMA). Тогда гибридные машины еще только появлялись, но Honda успела оказаться в догоняющих – Toyota презентовала Prius чуть раньше. IMA представляла из себя теперь уже привычный параллельный гибрид: двигатель внутреннего сгорания, вариатор и тяговый электромотор между ними, который выступал и как стартер-генератор. Honda было необходимо обогнать Toyota по главному для подобных авто параметру – экономии топлива.

Помимо самого электромотора, был существенно доработан и ДВС: необычная конфигурация впускного коллектора, расположение топливных форсунок, новое поколение VTEC и ряд других доработок системы питания позволил инженерам добиться максимально эффективной работы двигателя. Смесь была предельно бедной: соотношение воздуха к топливу составляло 22:1! Впрочем, нечто подобное было у Toyota, и ребята из «Хонды» решили пойти еще дальше и заняться системой смазки. Модификации подверглись как маслонасос и структура масляных каналов, так и сам смазочный материал – соответствующий продукт с вязкостью 0W-20 был с нуля разработан по спецзаказу Honda.

Для автоиндустрии конца 90-х такой шаг был в значительной степени экспериментальным, но риск оказался оправданным – применение энергосберегающего масла в доработанном под его использование двигателе смогло уменьшить средний расход почти на литр с каждых ста километров, а каких-то проблем с износом замечено так и не было. Безусловно, водители гибридов – не самые агрессивные участники дорожного движения, а двигатель у Honda и сам по себе получился довольно холодным, но с фактами не поспоришь. Вдохновленные успехом, с 2005 года японцы начинают использовать такие масла и в обычных ДВС.

Немного теории

Как же так получается? Дело в том, что в современных маслах за защиту ДВС отвечают в основном компоненты пакетов присадок, и их состав в подобных продуктах всегда довольно богатый. Практически все энергосберегающие масла «японской» спецификации Ilsac имеют в составе органический молибден в той или иной концентрации (но больше – необязательно лучше), а он известен своими антифрикционными свойствами. Более того, по мере внедрения в производственные программы европейских производителей рецептуры масла 0W-20 стали получать и совсем инновационные компоненты: например, обязательный цирконий в маслах с допуском VW 508/509. Вторая причина эффективной работы этого класса масел кроется как раз в их низкой вязкости. Вязкость 0W-20 не требует большого процента ввода полимерного загустителя, при этом рецептуры готовых продуктов строго регламентируют применение высококачественных синтетических базовых масел, что в совокупности делает такие масла очень стабильными в процессе эксплуатации.

Рекомендации по применению

Единственный важный нюанс, который касается использования низковязких масел в принципе и 0W-20 в частности – отсутствие обратной совместимости с другими вязкостями и рецептурами. Как мы упоминали ранее, «если написано заливать 0W-20, то нужно заливать 0W-20». Моторы, которым предписана эксплуатация на энергосберегающих маслах, во многом и разрабатывались с учетом использования именно таких смазочных материалов. Использование чего-то альтернативного может привести к широкому спектру последствий от немного возросшего расхода топлива до масляного голодания ввиду недостаточной производительности масляного насоса и слишком узких каналов системы смазки. Если попытаться сузить круг рекомендаций вокруг энергосберегающих масел до нескольких тезисов, то получится примерно такой список:

  • если инструкцией по эксплуатации предписано использовать 0W-20 – именно так и поступайте, дополнительно проверив конкретную спецификацию;
  • в ряде случаев параллельно с 0W-20 в инструкции могут быть указаны масла и с большей вязкостью, но обратите внимание на температурный режим – такая рекомендация часто сопровождается пометкой «при эксплуатации в условиях жаркого климата»;
  • не рекомендуем заливать 0W-20 в моторы, где его применение не регламентировано производителем;
  • совершенно точно не стоит лить 0W-20 в двигатели с большим пробегом, которые на такую вязкость не рассчитаны;
  • отдельно обращайте внимание на качество топлива, особенно если ваш автомобиль подвергался чип-тюнингу, – современные двигатели «под 0W-20» эффективно и исправно работают на бензине с октановым числом АИ-98 и выше.

В случае же штатного применения в соответствии с инструкцией опасаться масел 0W-20 точно не стоит. Следует различать типичные разновидности таких продуктов, благо на российском рынке их всего три:

  • масла с допуском VW 508/509 для современных автомобилей VAG – одна из самых строгих и требовательных спецификаций 0W-20 на рынке;
  • масла с соответствием японско-американской классификации ILSAC GF-6A – такие продукты используют последние поколения автомобилей Toyota, Honda, Mazda, Cadillac, Chrysler, Fiat и многих других марок;
  • масла с допуском Volvo RBS0-2AE для применения во всех автомобилях шведского производителя с 2017 года выпуска, а также большого числа моделей концерна Geely в целом.

Рисунок1.jpg

Наше предложение

Мы решили сосредоточиться на выпуске первых двух разновидностей.

Mirax MX-9 0W-20 C5

Наш продукт Mirax MX-9 0W-20 C5 производится в строгом соответствии с рецептурой ОЕМ и использует оригинальный пакет присадок Infineum 6088 в сочетании с модификатором трения C9440 и циркониевым компонентом 6079. Проведенные в августе 2024 года испытания на известном ресурсе oil-club полностью подтвердили оригинальность рецептуры и заявленные характеристики. Несмотря на сравнительно небольшой автопарк таких машин в РФ, мы выбрали именно этот пакет присадок, так как требования допуска VW 508/509 полностью перекрывают требования Volvo/Geely – наше масло попросту более качественное. К тому же парк все же продолжает пополняться, и 99 % ввозимых по параллельному импорту автомобилей VAG ездит на 0W-20.

Mirax MX-9 0W-20 GF-6A

Второй продукт из нашего ассортимента 0W-20 также производится на оригинальном пакете присадок Infineum 5908 – здесь есть и типичный для таких рецептур молибден, противоизносные присадки на основе фосфора и цинка, дисперсанты на основе бора, сбалансированная комбинация магния и кальция в качестве нейтрализующего компонента. Как упоминали чуть выше, такие продукты отлично подойдут большинству современных автомобилей японского и американского производства – типичными потребителями такого 0W-20 в нашей стране являются двигатели Mazda семейства Skyactive, Toyota A25A-FKS (Camry, RAV4, Lexus с индексом 250), большинство современных двигателей Honda и General Motors.

Напомним, что все продукты линейки Mirax MX-9 производятся с применением базовых масел РАО. Таким образом, мы можем говорить о том, что на данный момент у нас одни из самых качественных и богатых по рецептуре 0W-20 на рынке.

Подведем итог

В качестве заключения хочется сократить список рекомендаций по выбору 0W-20 до одной: относитесь к подбору смазочного материала, как к подбору запчасти, – чем оригинальнее, тем лучше. Мы не раз писали о недопустимости экспериментов с моторным маслом, в случае с «двадцатками» это особенно актуально. Вы же не станете относиться творчески к выбору шестерни масляного насоса, например? Мы в Mirax открыто говорим об используемых в наших продуктах компонентах вплоть до модификаторов трения и неспроста применяем именно оригинальные составляющие, непрерывно испытываем наши продукты сами и не боимся внешних проверок.

Другие статьи по теме

31.01.2024
Чем хороша «нулевка» - масла класса вязкости 0W?
Узнать больше
30.01.2024
Масла MIRAX для Nissan Note
Узнать больше
14.06.2024
Моторные масла MIRAX для Belgee X50
Узнать больше
26.12.2023
Синтетика или полусинтетика – что выбрать?
Узнать больше