
По состоянию на начало 2025 года будущее двигателей внутреннего сгорания выглядит не то чтобы радужно: автомобильный мир сошел с ума по «электричкам» , а последние из бензиновых «могикан» (давайте признаем: легковой дизель скорее мертв, чем жив) подвержены почти обязательной в наши дни гибридизации.
Невероятные темпы развития автопрома наших восточных соседей лишь усугубляют ситуацию – в КНР ставка сделана явно на электромобили, об этом говорит и широкий модельный ряд, и инфраструктура внутри страны. Да и классическое моторостроение как будто зашло в тупик. Еще недавно сами инженеры Mercedes-Benz авторитетно заявляли о достижении предела эффективности традиционных ДВС и прекращении разработок в этом направлении, словно в подтверждение своих слов следом выпустив гибридно-двухлитровый С63 AMG.
Все действительно мрачно: и на первый взгляд, и на второй, и на все последующие. Неожиданный луч надежды озарил планету в октябре уже ушедшего года в виде нового патента Porsche: шеститактный двигатель внутреннего сгорания! Новость быстро разлетелась по автомобильным изданиям - про новое творение штутгартского сумрачного гения не написал только ленивый и мы. Не поймите неправильно, нас Порше тоже порадовали, но призываем попридержать ликования – есть нюансы.
Что не так с двигателем Porsche?
Во-первых, сама идея шеститактного ДВС не нова – подобные идеи уже посещали умы конструкторов, уж больно эффективная получается конструкция
Столь пристальное внимание к разработке обусловлено именем и возможностями Porsche – у богатого немецкого производителя есть все шансы воплотить патент в реальность. К тому же, ребята из Штутгарта предлагают наиболее жизнеспособную конструкцию: благодаря хитрому коленвалу, который не только крутится вокруг своей оси, но засчет подобия планетарной передачи еще и перемещается по окружности, у немцев получился двигатель с переменной длиной хода поршня. Вместо привычных 4 тактов «впуск-сжатие-рабочий ход-выпуск» появляется 6 тактов «впуск-сжатие-длинный рабочий ход-длинное сжатие-короткий рабочий ход-выпуск», притом на такте «длинного сжатия» открываются выпускные клапаны и специальные отверстия внизу цилиндров – через них подается свежий воздух .
Таким образом, на каждые три оборота коленчатого вала приходится два воспламенения и методом несложных арифметических подсчетов несложно определить, что такой двигатель сжигает топливовоздушную смесь на 30% чаще, чем традиционный четырехтактный. А дополнительный рабочий ход помогает делать это еще и эффективнее. Так что же не так? Не до конца понятно как подается воздух в эти нижние отверстия и сколько его успеют набрать цилиндры за те доли секунды, что они открыты? Насколько эффективен будет такой такт сам по себе? Как устроено остальное газораспределение? Как такой мотор сложный мотор уравновесить?
Впрочем, основная проблема у разработки Porsche аналогична всем остальным шеститактным проектам – это их невероятная сложность! В инновационном моторе как минимум на четверть больше движущихся синхронизированных между собой деталей и некоторые из них неизбежно оказываются под огромной нагрузкой, а малейшая неточность в газораспределении будет грозить серьезной (и очень дорогостоящей) поломкой .
«Неоднородные» такты и перемещение коленвала обязательно увеличат вибронагруженность мотора – Порше уже косвенно признали это, заявив, что такие ДВС будут трех- или шестицилиндровыми. Что, в свою очередь, наводит большинство экспертов на мысль, что перед нами двигатель нового поколения 911. Немцы уже говорили, что 911 будет последней моделью, которая станет «электричкой» - на святыню рука не поднялась и для нее разрабатывают новый мотор? Звучит логично и одновременно печально, ведь вряд ли кто-то из нас в ближайшие годы планирует приобрести новый Porsche 911.
А до внедрения технологии в более демократичные модели могут оставаться десятки лет, если оно вообще когда-либо случится. Поэтому, с огромной долей вероятности, народным массам от творения инженеров Порш проку будет примерно, что от нового V16 Bugatti: приятно осознавать, что он существует. Плюс сильнейшая неконтролируемая зависть.