За годы эксплуатации европейских автомобилей мы как-то привыкли к их повышенным требованиям к моторным и трансмиссионным маслам, да и к техническим жидкостям в принципе. Маркетинговые исследования это подтверждают: именно с поиска продукта подходящей спецификации начинается выбор смазочного материала. Этот тренд получил и свой противовес в виде немногочисленной группы автолюбителей, считающей допуски автопроизводителей очередным маркетинговым инструментом отъема денежных средств у населения.
Истина где-то посередине.
История появления допусков
Начнем с истории. Допуски – действительно изобретение в первую очередь европейское (Французы, кстати, долгое время тренд игнорировали).
Первопроходцами здесь были:
- - BMW
- - Mercedes
- - Volkswagen
Первые ОЕМ-спецификации, такие как BMW Spezial Oil, появились на заре деятельности АСЕА (Европейской Ассоциации Автопроизводителей). Отчасти в этом и причина появления отдельных допусков автопроизводителей.
Почему Европа выбрала свои стандарты?
Американцы и японцы долгое время руководствовались американской же классификацией API, а в Европе, лидере технологий автомобилестроения, собственной системы не было. А она была нашим западным соседям уже просто необходима, ведь интересы:
- - Экономичных дизелей Mercedes
- - Горячих (в прямом и переносном смысле) рядных «шестерок» BMW
- -Пятицилиндровых турбомоторов Audi
Спецификации American Petroleum Institute (API) не учитывали.
АСЕА скорее приводит к общему знаменателю требования отдельных автопроизводителей, нежели является независимой классификацией. Если можно так выразиться, то это скорее АСЕА A3/B4 основана на базовых требованиях:
- - VW 502
- - MB229.3
- - BMW-LL-01
Нежели наоборот. Это сделано с целью оптимизации: экологические нормы у европейцев одни, поставщики компонентов тоже, конструкторские школы похожие, аккредитованные лаборатории те же – чтобы получить допуск ОЕМ, нужно сперва получить соответствующее одобрение АСЕА, но общие тесты пойдут взаимозачетом, а испытания проводятся в одних и тех же исследовательских институтах.
Роль АСЕА и ATIEL
Роль АСЕА также заключается в регламентировании процесса разработки и производства масел «под европейский допуск». Результатом этой работы стал кодекс практик под названием ATIEL, который детально описывает:
- - Требования к используемым компонентам
- - Процесс производства
- - Процессы сертификации
- - Дистрибуцию
Современные ОЕМ-спецификации
Тем не менее, сами ОЕМ-спецификации актуальности не теряют, ведь в последнее время это не просто набор дополнительных тестов и требований – под допуски теперь делают целые пакеты присадок. Например:
- - Infineum 6080A в нашем продукте Mirax 5W-30 ACEA C3 – это проприетарный компонент для допуска VW 504/507.
- - Infineum 6088 в Mirax 0W-20 ACEA C5 – эксклюзив для новейшего VW 508/509 и одновременно одна из самых высококачественных рецептур 0W-20 C5 в отрасли.
Маркетинговая составляющая допусков
Существуют и обратные примеры, когда ОЕМ-спецификация несет скорее маркетинговую функцию – опасения скептиков не совсем беспочвенны. Пальцем показывать не будем, но этим грешили преимущественно американские автоконцерны. Впрочем, существовали и европейские допуски, требования которых мало отличаются от базовых АСЕА, но это скорее исключение.
Заключение
Так что требования производителей все же рекомендуем соблюдать и не пренебрегать качественными смазочными материалами. Действительно, существуют случаи, когда альтернативное моторное масло оказалось лучше официального – если автор вспомнит больше двух таких случаев, то мы об этом обязательно напишем.