Какое масло защитит двигатель жарким летом?
Какое масло залить на летний сезон эксплуатации автомобиля? Этот вопрос задавал себе каждый автовладелец. Особенно сильны муки выбора, когда предстоит поездка на жаркий юг. Скоростная трасса, горные серпантины, полная загрузка машины, жара далеко за 30 ̊С, постоянно включенный кондиционер и т. д. В таких условиях двигатель часто работает с полной отдачей и нуждается в особой защите, которое ему дает моторное масло.
Что залить летом в мотор?
Так какое же масло лучше залить на лето в двигатель? Ответ на этот вопрос содержится в руководстве по эксплуатации к автомобилю. Заводские инженеры все продумали за вас, нужно всего лишь следовать их рекомендациям.
TheBlindThistle/Shutterstock.com
Как выбрать вязкость масла для лета?
Как правило, в инструкции указывается несколько вариантов допустимых к использованию масел различной вязкости, например: (SAE) 0W-30, 5W-30, 5W-40, 10W-40. И вот тут возникает вопрос: какому из них отдать предпочтение, какое масло лучше всего подойдет для жаркого лета? Вновь обращаемся к мануалу, где четко прописаны рекомендации выбора масла в зависимости от температуры окружающего воздуха. Что мы видим: чем выше температура, тем больше двухзначное число в обозначении вязкости масла. Цифра, стоящая перед литерой W (Winter – Зима) летом нас не интересует, так как она характеризует низкотемпературные свойства масла.
Но вернемся к двухзначному значению в обозначении вязкости. Проще говоря, оно определяет поведение масла при рабочей температуре двигателя. А она, как известно, находится в определенном диапазоне значений, который поддерживается системой охлаждения ДВС. Как правило, речь идет о 90–100 ̊С. Важно: рабочая температура ДВС должна находиться в заданном коридоре значений вне зависимости от температуры окружающей среды – будет ли она 20, 30 или 40 градусов Цельсия. А разница для ДВС состоит в том, насколько будет задействована система его охлаждения для поддержания рабочего температурного диапазона. Для этого термостат регулирует распределение потока антифриза по малому и большому кругу, а управляемый ЭБУ вентилятор радиатора вращается с требуемой скоростью для создания нужного потока воздуха, проходящего через соты.
Итак, при выборе вязкости масла отступать от рекомендаций, изложенных в руководстве по эксплуатации к автомобилю, категорически запрещено. Если верхний диапазон вязкости ограничен значением «30», то использовать более вязкие масла «40» или даже «50» не рекомендуется.
А справедлива ли данная рекомендация по отношению к моторам, которые имеют большой пробег и повышенный расход масла на угар? Считается, что более вязкое масло создаст на поверхностях деталей более толстую и прочную пленку, обеспечив тем самым их лучшую защиту. Это не совсем так. Характеристика пленки задается качествами основы масла, строением молекулярных цепочек, прочностью связей и т. д. Еще раз подчеркнем, если хотите залить более вязкое масло – заливайте, но только из тех, которые допущены автопроизводителем. Например, если в перечне допущенных автозаводом масел присутствуют (SAE) 5W-30 и 10W-40, то предпочтение нужно отдать последнему. А если двигатель изношен, его необходимо ремонтировать, а не проводить эксперименты с вязкостью масла.
Parilov/Shutterstock.com
Класс качества моторного масла
Итак, с вязкостью масла разобрались. Переходим к классу качества. Здесь все еще проще. В том же самом руководстве по эксплуатации находим информацию о минимальном уровне эксплуатационных свойств масла, которое может быть использовано в моторе. Он указывается по классификации: API, ACEA, ILSAC. Например: API SN; ACEA А3/B4; ILSAC GF-5. Важно: класс качества масла должен быть не ниже указанного в мануале. Если он выше – хорошо. Каждый новый класс качества перекрывает предыдущий. Например, современный SP по API перекрывает предыдущий SN. Но к спецификации АСЕА это не применимо, так как их требования отличаются от американских или японских.
Особенности выбора масла для жаркого климата
Так есть ли какой-то особый критерий выбора масла, который делает его использование предпочтительным жарким летом? Есть! Смазочный материал должен стойко противостоять окислению и как можно дольше сохранять свои свойства и качества, обеспечивая защиту деталей двигателя от износа и предотвращая образование в ДВС отложений. Это особенно актуально в условиях, когда из-за недостаточной эффективности системы охлаждения может происходить перегрев мотора. В частности, такое возникает вследствие засорения радиаторов охлаждения и кондиционера, а также сильного снижения интенсивности воздушного потока, который через них проходит, снимая тепловую энергию. Перегрев двигателя может спровоцировать частично разрушенная кавитацией крыльчатка водяного насоса или некачественный антифриз, из-за которого забились трубки радиатора.
Чтобы масло окислялось (старело) медленно, в пакет его присадок должны входить высокоэффективные антиоксиданты. Их задача блокировать окислительные процессы и, тем самым, тормозить износ смазочного материала. Не случайно разработке антиоксидантов лидерами индустрии уделяется огромное значение и в научные изыскания вкладываются большие средства. Работу осложняет то, что данный компонент пакета присадок обязан не только максимально эффективно выполнять свою прямую функцию, но при этом не наносить вреда компонентам систем нейтрализации выхлопных газов, которыми оснащаются все современные автомобили.
Свое решение данной задачи предложили химики корейской компании SIT Corporation LLC, которые разрабатывали рецептуры смазочных материалов MIRAX. Созданный ими антиокислительный комплекс AntiOX, состоящий из трех типов антиоксидантов: солей молибдена, ароматических аминов, беззольных фенолов. Каждый из компонентов обладает своими качествами, синергия которых и позволила получить состав с уникальными антиокислительными свойствами.
Но и это еще далеко не все. Качественное моторное масло, способное эффективно защищать двигатели, работающие в условиях высоких тепловых нагрузок, должно быть создано на синтетической основе и высокоэффективном пакете присадок. С этим у корейских химиков также проблем не возникло. Так, масла MIRAX премиальной линейки MX9 изготавливаются на современном пакете присадок компании Infineum – представителя четверки лидеров отрасли. Это означает, что моторы будут находиться под надежной защитой смазочного материала, изготовленного по современной рецептуре, которая улучшена за счет уникального антиокислительного комплекса AntiOX. Именно такое масло надежно защитит теплонагруженные ДВС жарким летом.
Выводы
Масла для лета должны:
- выбираться по верхнему диапазону вязкости, которую допускает производитель автомобиля;
- соответствовать требуемому производителем уровню эксплуатационных свойств;
- иметь в пакете присадок высокоэффективный антиокислительный комплекс, который гарантирует сохранение свойств смазочного материала на протяжении всего регламентного периода его работы в ДВС.