Мифы о моторном масле №2: Зазоры и смазка – что важно знать?

МИФЫ О МОТОРНОМ МАСЛЕ №2. ЗАЗОРЫ И СМАЗКА

Опубликовано:
Время на чтение: 3 минуты
Количество прочтений: 213

Зазоры.gifНа просторах интернета бытует распространенное мнение, что в новые двигатели нельзя лить «устаревшие» высоковязкие масла, а вот древним моторам, наоборот, противопоказаны современные энергосберегающие смазочные материалы. Мол, зазоры в разных поколениях ДВС отличаются – поэтому и нельзя. В целом, это чистая правда, но возникает твердое ощущение, что иногда участники автомобильных форумов не до конца понимают, о каких именно зазорах идет речь.

Зазоры в двигателях: почему это важно?

Дело все в том, что весь двигатель суть есть детали, да зазоры между ними. В двигателях поновее как деталей, так и зазоров существенно больше. И при рабочей температуре (внимание, шок-контент) подавляющему большинству из них абсолютно непринципиально масло какой именно вязкости сейчас в моторе, что сейчас, что 30 лет назад.

Тем не менее, если раньше в инструкции по эксплуатации можно было найти почти всю таблицу классификации SAE J300, то теперь часто только 1-2 вязкости вроде:

Энергосберегающие масла зачастую действительно необходимы современным ДВС, но дело здесь не только и не столько в зазорах.

Ключевые зазоры, которые влияют на выбор масла

Если говорить непосредственно о зазорах, то точно существует один, который в современных моторах уменьшился и ему действительно важна вязкость смазочного материала. Это расстояние между шейкой коленвала и вкладышами.

  • Меньший зазор позволяет более равномерно распределять нагрузку на подшипник – соответственно, эту нагрузку можно увеличить.
  • Как только уменьшить его позволили энергосберегающие масла и более прочные сплавы – автомобильные конструкторы именно, так и поступили.

Этот узел работает в режиме гидродинамического трения, то есть без прямого контакта деталей (в народе можно встретить словосочетание «масляный клин»). Соответственно, более вязкие масла могут:

  • - Просто не проникнуть в уменьшенный зазор, вызывая повышенный износ или проворот вкладышей.
  • - Потребовать для этого более мощный маслонасос, который дороже и отбирает полезную энергию.

shutterstock_2151248731.jpg
Eduard Goricev/Shutterstock.com

Влияние вязкости на системы изменения фаз газораспределения

Второй узел в современном ДВС, которому небезразлична вязкость моторного масла – это системы изменения фаз газораспределения.

  • - Принцип их работы основан на гидравлике, поэтому неподходящее масло может вызвать некорректную работу фазорегулятора.
  • - Об этом вас, скорее всего, уведомит check engine.

Единственное, необходимо понимать, что для этого разница в вязкости и качестве моторных масел должна быть значительной!

Современная система смазки: сложности и особенности

Нельзя не отметить, что система смазки в современном двигателе стала существенно сложнее. Она включает:

  • - Маслофорсунки
  • - Теплообменники
  • - Множество дополнительных маслоканалов

Высоковязким маслам потребуется большее время, чтобы добраться до всех узлов и деталей, где требуется смазка – особенно при низких температурах.

Прибавим сюда любовь современных конструкторов к гибридным силовым установкам, где сам двигатель внутреннего сгорания редко выходит на рабочую температуру (в городских поездках работает преимущественно электромотор). В таких случаях масла вроде 0W-20 просто безальтернативны во избежание масляного голодания.

Заключение

В заключение добавим, что опасаться низковязких смазочных материалов не стоит. За защиту от износа в современных моторных маслах уже давно отвечают компоненты пакетов присадок, вязкость здесь уже ни при чем.

Рекомендация: Придерживайтесь предписаний автопроизводителя – в 99% случаев они небезосновательны. Про исключения как-нибудь расскажем.

Другие статьи по теме

30.01.2025
Легендарный двигатель Toyota 2JZ-GTE
Узнать больше
04.02.2025
Универсальный солдат
Узнать больше
16.07.2024
Производственная площадка Mirax
Узнать больше
30.01.2025
BMW и масло – Почему баварский двигатель «жрет» смазку?
Узнать больше