На просторах интернета бытует распространенное мнение, что в новые двигатели нельзя лить «устаревшие» высоковязкие масла, а вот древним моторам, наоборот, противопоказаны современные энергосберегающие смазочные материалы. Мол, зазоры в разных поколениях ДВС отличаются – поэтому и нельзя. В целом, это чистая правда, но возникает твердое ощущение, что иногда участники автомобильных форумов не до конца понимают, о каких именно зазорах идет речь.
Зазоры в двигателях: почему это важно?
Дело все в том, что весь двигатель суть есть детали, да зазоры между ними. В двигателях поновее как деталей, так и зазоров существенно больше. И при рабочей температуре (внимание, шок-контент) подавляющему большинству из них абсолютно непринципиально масло какой именно вязкости сейчас в моторе, что сейчас, что 30 лет назад.
Тем не менее, если раньше в инструкции по эксплуатации можно было найти почти всю таблицу классификации SAE J300, то теперь часто только 1-2 вязкости вроде:
Энергосберегающие масла зачастую действительно необходимы современным ДВС, но дело здесь не только и не столько в зазорах.
Ключевые зазоры, которые влияют на выбор масла
Если говорить непосредственно о зазорах, то точно существует один, который в современных моторах уменьшился и ему действительно важна вязкость смазочного материала. Это расстояние между шейкой коленвала и вкладышами.
- Меньший зазор позволяет более равномерно распределять нагрузку на подшипник – соответственно, эту нагрузку можно увеличить.
- Как только уменьшить его позволили энергосберегающие масла и более прочные сплавы – автомобильные конструкторы именно, так и поступили.
Этот узел работает в режиме гидродинамического трения, то есть без прямого контакта деталей (в народе можно встретить словосочетание «масляный клин»). Соответственно, более вязкие масла могут:
- - Просто не проникнуть в уменьшенный зазор, вызывая повышенный износ или проворот вкладышей.
- - Потребовать для этого более мощный маслонасос, который дороже и отбирает полезную энергию.
Eduard Goricev/Shutterstock.com
Влияние вязкости на системы изменения фаз газораспределения
Второй узел в современном ДВС, которому небезразлична вязкость моторного масла – это системы изменения фаз газораспределения.
- - Принцип их работы основан на гидравлике, поэтому неподходящее масло может вызвать некорректную работу фазорегулятора.
- - Об этом вас, скорее всего, уведомит check engine.
Единственное, необходимо понимать, что для этого разница в вязкости и качестве моторных масел должна быть значительной!
Современная система смазки: сложности и особенности
Нельзя не отметить, что система смазки в современном двигателе стала существенно сложнее. Она включает:
- - Маслофорсунки
- - Теплообменники
- - Множество дополнительных маслоканалов
Высоковязким маслам потребуется большее время, чтобы добраться до всех узлов и деталей, где требуется смазка – особенно при низких температурах.
Прибавим сюда любовь современных конструкторов к гибридным силовым установкам, где сам двигатель внутреннего сгорания редко выходит на рабочую температуру (в городских поездках работает преимущественно электромотор). В таких случаях масла вроде 0W-20 просто безальтернативны во избежание масляного голодания.
Заключение
В заключение добавим, что опасаться низковязких смазочных материалов не стоит. За защиту от износа в современных моторных маслах уже давно отвечают компоненты пакетов присадок, вязкость здесь уже ни при чем.
Рекомендация: Придерживайтесь предписаний автопроизводителя – в 99% случаев они небезосновательны. Про исключения как-нибудь расскажем.