Значение малозольных масел
Насколько важна для ДВС зольность масла?
Что будет, если залить в современный мотор, вместо положенного ему малозольного масла, полнозольное? Этот вопрос возникает, как при выборе смазочного материала (полнозольные масла в большинстве своем дешевле малозольных), так и в случае, когда ошибку допускают работники СТО при проведении регламентного технического обслуживания автомобиля. Только в первом случае автовладелец знает, что он заливает в ДВС, а во втором – находится в неведении.
Что такое зольность масла?
Зольность масла характеризует содержание в нем сульфатной золы, фосфора и серы. Смазочные материалы делятся на мало-, средне- и полнозольные – Low SAPS, Mid SAPS и Full SAPS соответственно. По классификации ACEA (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей) они обозначаются следующим образом:
H3
С1 – сульфатная зола ≤ 0,5 %, сера ≤ 0,2 %, фосфор ≤ 0,05 %. Отменен в 2021 году.
С4 – сульфатная зола ≤ 0,5 %, сера ≤ 0,2 %, фосфор ≤ 0,09 %.
Mid SAPS
С2 – сульфатная зола ≤ 0,8 %, сера ≤ 0,3 %, фосфор = 0,07 - 0,09 %.
С3 – сульфатная зола ≤ 0,8 %, сера ≤ 0,3 %, фосфор = 0,07 - 0,09 %.
С5 – сульфатная зола ≤ 0,8 %, сера ≤ 0,3 %, фосфор = 0,07 - 0,09 %.
С6 – сульфатная зола ≤ 0,8 %, сера ≤ 0,3 %, фосфор = 0,07 - 0,09 %.
Масла низкой и средней зольности (Low SAPS, Mid SAPS) предназначены для двигателей автомобилей, оснащенных сложными современными системами понижения токсичности отработавших газов, в которые входят: каталитические нейтрализаторы системы рециркуляции, сажевые фильтры и т. д. Последние устанавливаются как на дизельные (обозначаются DPF – Diesel Particulate Filter), так и на бензиновые (обозначаются GPF – Gasoline Particulate Filter) моторы, которые оснащены системами питания с непосредственным впрыском топлива.
Full SAPS
A – для бензиновых двигателей.
B – для дизельных двигателей легковых автомобилей.
Полнозольные смазочные материалы маркируются буквенно-цифровым кодом Ах/Вх, например, А3/В4. Они применяются преимущественно в ДВС прошлых поколений, которые не оснащаются современными сложными системами очистки от твердых частиц (сажа) и нейтрализации выхлопных газов. По содержанию сульфатной золы они в два (три) раза превосходят масла Low SAPS (Mid SAPS) соответственно.
Насколько критична для мотора зольность масла?
Зольность моторного масла регламентирует производитель двигателя. Как мы уже говорили выше, применение малозольных масел актуально для ДВС, система очистки выхлопных газов которых включает сажевый фильтр, снижающий количество твердых частиц в выхлопе. Вместе с сажей в DPF и GPF фильтры попадает и зола, которая образуется при сгорании моторного масла. И если при активации цикла регенерации накопившаяся в фильтре сажа выгорает, то сульфатная зола, представляющая собой соли металлов, остается в нем и постепенно закупоривает каналы фильтра. В итоге растет противодавление, ресурс сажевого фильтра сокращается.
Насколько именно? Ответить на данный вопрос, оперируя показателями пробега или наработки в моточасах, довольно сложно. Результат зависит от рассматриваемых нами характеристик используемого в ДВС масла, а также сажевого фильтра. Однако для понимания роста нагрузки на него приведем следующие цифры. Если у малозольного масла Low SAPS содержание золы составляет ≤ 0,5 %, у среднезольного Mid SAPS ≤ 0,8 %, то у полнозольного данный показатель может достигать 1,6 %. То есть если вместо малозольного масла в ДВС заливать полнозольное, то ресурс сажевого фильтра теоретически может сократиться в три раза.
Однако на этом негативное влияние полнозольного масла на современные ДВС не заканчивается. Так, у бензиновых моторов с непосредственным впрыском топлива при использовании в них смазочных материалов Full SAPS наблюдается более быстрый рост отложений на впускных клапанах. Происходит это по причине того, что топливо подается форсункой не во впускной коллектор, как в системе питания с распределенным впрыском (на тарелку клапана во время его открытия), а непосредственно в цилиндр. Следовательно, масло на стержне впускного клапана не смывается и коксуется. А чем выше зольность смазочного материала, тем больше образуется отложений. В итоге проходное сечение впускного канала постепенно уменьшается, что негативно влияет на наполнение цилиндров воздухом. Отметим, что у выпускных клапанов данной проблемы нет, так как они самоочищаются под воздействием выходящих из цилиндров газов, имеющих высокую температуру.
Моторные масла MIRAX с пониженным содержанием сульфатной золы
В продуктовом портфеле корейской компании SIT Corporation LLC есть моторные масла с пониженной зольностью, которые предназначены для использования в современных моторах с непосредственным впрыском топлива, каталитическими нейтрализаторами и сажевыми фильтрами.
Физико-химические показатели моторных масел MIRAX с пониженным содержанием сульфатной золы
Показатель |
Метод |
MIRAX MX9 SAE 5W-30 API SN, ACEA C3 |
MIRAX MX9 SAE 0W-20 API SN PLUS, ACEA C5 |
---|---|---|---|
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с |
ASTM D445 |
12,14 |
8,1 |
Динамическая вязкость CCS при минус 30 °С, мПа*с, не более |
ASTM D5293 |
5840 |
5 600 |
Температура застывания, °С, не выше |
ASTM D97 |
минус 43 |
минус 43 |
Температура вспышки, °С, не ниже |
ASTM D92 |
240 |
230 |
Испаряемость по Noack, %, не более |
ASTM D5800 |
8,5 |
10 |
Щелочное число, мг КОН/г, не менее |
ASTM D2896 |
8,38 |
9,5 |
Плотность при 15 °С, г/см3 |
ASTM D4052 |
0,846 |
0,853 |
Подобрать оптимальное моторное масло MIRAX для конкретной модели двигателя автомобиля можно, воспользовавшись автоматической системой или обратившись к техническим специалистам на горячую линию 8 (800) 700-34-77. Приобрести оригинальное масло MIRAX можно у официальных представителей и партнеров компании SIT Corporation LLC, список которых представлен на странице сайта.