
❄ Что будет, если не прогревать мотор?
Довольно очевидный вопрос с прогревом неожиданно вызывает кучу разногласий и споров на форумах. Свою лепту внесли сами автопроизводители, призывающие начинать движение и не дожидаться даже частичного прогрева мотора – их экологические и экономические мотивы понятны, после старта автомобиль все равно первым делом греет катализатор.
Если же постараться забыть про глобальное потепление и лишние 200-300 грамм топлива ежедневно, то другие минусы у привычки греть двигатель найти довольно сложно.
Существует масса заметок о пользе прогрева и, по правде говоря, в ряде случаев слишком долго греть необязательно – другое дело, что такое сочетание мотора/масла/климата в нашей стране нечасто случается.
Поэтому, примите скорее как данность:
На большей части территории Российской Федерации большинство двигателей большую часть года греть необходимо!
И дабы лишний раз подчеркнуть важность этой процедуры, призвать общественность ее соблюдать, но не писать при этом очередную банальную статью на тему прогрева из разряда «масло прокачивается по каналам», мы решили немного попугать читателя и представить худшие последствия эксплуатации без прогрева из возможных. Возможно, что-то будет выглядеть слегка гротескно, но все вполне реально:
1. Задиры – беда нашего времени
Вопреки появившимся в последнее время новым проблемам с перекладкой поршней, крошками катализаторов в камере сгорания или разрушающимися покрытиями цилиндров, огромное количество случаев по-прежнему связано с банальным отсутствием прогрева.
После длительной стоянки на стенках цилиндров и поршнях остается тонкая пленка из присадок, и без нагрузки ее вполне хватает для предотвращения сухого трения.
Однако:
- - Не исключено, что ее может хватить и для аккуратной неспешной езды, о которой говорят автопроизводители.
- - Впрочем, запросто может и не хватить – так стоит ли рисковать?
2. Проворот вкладышей
Пара «шейка коленвала – вкладыш» конструктивно должна работать в режиме гидродинамического трения – то есть без прямого контакта деталей, с так называемым масляным клином.
Если вы посмотрите на тесты заморозки моторных масел, то примерно представляете состояние смазочного материала в этом узле на момент холодного пуска.
Смазка там есть почти всегда, но давать увеличенную нагрузку на недогретое до рабочей температуры масло как минимум рискованно:
- - В 99 случаях не случится ничего.
- - Зато в 1 случае случится сразу все.
Да и не так уж это маловероятно, учитывая:
- - Любовь современных коробок к повышенным передачам.
- - Мощность современных движков.
Это оно для вас «полторашка турбо», а для шатунно-поршневой – целых 250-300 ньютонов без смазки! Будьте людьми.
3. Некорректная работа ГРМ
Во-первых, хочется развеять вечный миф: «Гидрики» стучат из-за того, что масло туда еще не попало, а не из-за качества последнего.
Второе: газораспределительные механизмы актуальных в наше время двигателей все сложнее – не сразу поймешь, как именно работают некоторые концепты ведущих автопроизводителей.
Безотносительно конструкции и типа фазорегулятора, все подобные системы работают на основе гидравлики – соответственно, им важна вязкость смазки, пусть и в довольно широких пределах.
Прогрев поспособствует:
- - Корректной работе механизма.
- - Долговечности системы.
Прямых рисков угробить мотор здесь нет, но финансы свои точно сбережете.
Заключение
Не призываем обязательно греть подолгу, все в рамках здравого смысла:
- - Летом греем поменьше.
- - Зимой – побольше.
- - В первый за день запуск должен быть самый длительный прогрев.
В большей степени это касается любителей высоковязких масел, в меньшей – авто на энергосберегающих смазках, но справедливо для любого двигателя внутреннего сгорания.
Исключение, пожалуй, могут составить лишь моторы в составе гибридных силовых установок:
- - Их работа при температуре ниже рабочей запроектирована изначально.
- - Равно как и специальные низковязкие моторные масла – чаще всего это продукты 0W-20 C5, в нашем ассортименте такой есть.