Чем опасен «улучшайзинг» масла
Речь пойдет о добавках к моторному маслу. Внимание! Просьба не путать с присадками, вводимыми в базовое масло на маслосмесительных заводах! Сегодняшняя тема – препараты для самостоятельного применения, предлагаемые на маркетплейсах и в автомагазинах.
Иногда их действительно именуют присадками, иногда аддитиввами или добавками, но сути это не меняет. Инструкции на этикетках предлагают вылить препарат в масляную горловину двигателя, суля повышение компрессии и мощности, увеличение ресурса мотора, снижение расхода топлива и масла, уменьшение токсичности отработавших газов и даже восстановление размеров изношенных пар трения.
При этом о возможных негативных последствиях ничего не говорится.
Автопроизводители против
А может, и нет их – негативных последствий? Только позитивные? Будь оно так, автомобильные концерны непременно оценили бы «чудо-добавки», присоединив свои голоса к славящему их хору. Но что-то не слышно этих голосов. Ни в одном мануале мы не найдем рекомендаций по использованию вышеупомянутых добавок.
Более того, автомобильные «гранды» не рекомендуют и даже запрещают применение каких-либо добавок к маслу и топливу в своих двигателях. Сошлемся на немецкий каталог смазочных материалов Dekra Betriebsstoff-Liste. Кроме ассортимента моторных и трансмиссионных масел в нем приводятся и мнения автомобильных компаний.
MAN, рекомендации по обслуживанию: «Добавки непредсказуемо изменяют моторные масла. Применение добавок может негативно сказаться на мощности и сроках эксплуатации двигателя. MAN не рекомендует применение маслорастворимых добавок».
Mercedes-Benz, фирменные технические требования: «Состав и свойства смазочных материалов является результатом кропотливой работы специалистов. Потребитель не должен изменять их. Недопустимо увеличение сроков замены масла путем введения специальных добавок».
Volvo, рекомендации по обслуживанию: «Применение добавок к маслу и топливу недопустимо».
Причины такого отношения очевидны. Ввод композиции присадок – прерогатива маслосмесительных заводов. Как только в масло попадает какая-либо добавка, в картере двигателя образуется продукт, на который нет ни технических условий, ни стандарта. Внедрение «засланного казачка» неизбежно нарушает баланс заводской композиции присадок. А ведь именно она, композиция, определяет необходимый уровень эксплуатационных свойств по API и ACEA.
Это первый «узелок на память» в нашем рассказе.
О дисульфиде молибдена и графите
Очень часто в ряду добавок встречаются препараты с дисульфидом молибдена и графитом. По-научному – суспензии твердых смазочных материалов с пластинчатой структурой кристаллов.
Надо признать, что у масел с дисульфидом молибдена и графитом есть определенные преимущества. Суспензии с пластинчатой структурой образуют в парах трения твердый смазывающий слой, предотвращающей контакт металла с металлом. Что это дает? Пусковые износы двигателя снижаются – раз; экстремальные ситуации становятся не так страшны – два. Так, при нарушении подачи масла с полной потерей давления можно худо-бедно добраться до места ремонта своим ходом.
Однако есть у вышеупомянутых суспензий и недостатки. Так, при высокой температуре дисульфид молибдена окисляется, образуя молибденовый ангидрид МоО3. А это уже абразив. Иными словами, смазка превращается в свою противоположность.
И еще: масла с дисульфидом молибдена и графитом не столь хорошо моют двигатель. Они поддерживают в диспергированном состоянии меньшее количество загрязнений, – в частности, сажи и нерастворимых продуктов окисления масла. Сказанное легко объяснимо: беззольные дисперсанты и детергенты, входящие в заводскую композицию присадок, вынуждены отвлекаться на постороннюю суспензию. Вот вам наглядный пример разбалансирвания пакета.
Это второй «узелок на память».
Об экологии и зольности
Иногда потребителю предлагают добавки, содержащие порошки политетрафторэтилена. Продавец будет твердить все о том же создании твердой смазывающей пленки. Но использовать эти препараты нельзя по экологическим соображениям: при сгорании масла, содержащего политетрафторэтилен, в отработавших газах оказываются чрезвычайно токсичные вещества. И дышат ими все окружающие.
Широкое распространение получили добавки к моторным маслам, содержащие дисперсии пластичных металлов, – например, меди и ее сплавов. Их назначение – снижение трения и износа. Звучит солидно и заманчиво, не так ли? Но есть у этой «медали» и обратная сторона. Благодаря большой удельной поверхности, частицы той же меди служат мощным катализатором окислительных процессов. А это означает сокращение срока службы масла.
Кроме того, диспергированные металлические порошки повышают зольность масла, которая строго ограничивается спецификациями (допусками) производителей автомобилей.
Пусть этот раздел будет третьим «узелком на память».
О повышении вязкости
Иногда в качестве добавок предлагаются макрополимерные загущающие присадки. Добавление такого препарата, естественно, повышает вязкость масла, снижает его расход, а также увеличивает компрессию в цилиндрах двигателя-ветерана.
Но можно найти более разумное и экономичное решение. При очередной замене масла залейте в картер масло той же марки, но более вязкое. Например, вместо SАЕ 5W-30 используйте SАЕ 5W-40, только в том случае, если автопроизводитель допускает использовать более вязкие масла. Разумеется, при этом надо отследить идентичность эксплуатационных свойств по API и ACEA. Требуемый эффект будет достигнут, а гармония базового масла и композиции заводских присадок не нарушится.
Это четвертый «узелок на память» в нашем рассказе.
Что показывает спектрограф?
Не забывайте, что применение добавок противоречит методикам проверки моторного масла и мониторинга двигателей. Так, при коррозии вкладышей в отработанном масле повышается содержание свинца. При механическом износе тех же вкладышей – содержание свинца и меди. Это тревожный сигнал. Если же в масло добавлены металлосодержащие препараты, карты путаются. Как оценить, – что там в масле, добавка или продукты износа?
Это пятый «узелок на память».
Пони бегает по кругу?
И вообще, можно довести ситуацию до абсурда. Боремся с износом, вводим металл – снижаем моющую и диспергирующую способность масла.
Вводим моющие добавки – повышаем зольность масел, что недопустимо. Добавляем антиокислительную присадку, а в ней содержится дитиофосфат цинка, а значит, фосфор. А это смерть каталитического нейтрализатора.
Вводим загуститель – увеличиваем нагарообразование, ведь не все макрополимеры имеют надлежащую термостойкость. Прикажете опять доливать моющую добавку для предотвращения нагара? И – по второму кругу?
Нет уж, довольно... Пусть сказанное будет шестым «узелком на память».
И прочие неприятности
А еще могут возникнуть юридические последствия – разумеется, негативные. В смысле гарантийных обязательств. Вышел двигатель из строя... Может, добавки тут и не виноваты, а вам говорят: «Вы нарушили заводскую инструкцию. Вот заключение экспертов: в картере непонятно что. Гарантии мы вас лишаем, платите за ремонт».
Подобная история может произойти и при поломке двигателя из-за недоброкачественного масла, в которое влили изрядную порцию «улучшающих» добавок. И опять же, они могут быть и не виноваты. Но производитель фальсифицированного масла отклонит рекламацию, обнаружив в своем продукте упомянутые добавки. И тем самым избежит ответственности.
А главное вот что. Масел сегодня множество, добавок тоже, а примеров их необдуманного применения еще больше. Давайте зададимся простым вопросом: есть ли официальные данные об испытаниях этих добавок? Испытаний длительных, в полноразмерных двигателях, с квалифицированной оценкой результатов и (внимание!) получением официального допуска к применению? Увы, нет таких данных...
Это – седьмой «узелок на память».
Эпилог
Говоря о добавках к моторным маслам, мы вовсе не желаем очернить всю подкапотную автохимию. Рынок этот громаден и заслуживает, разумеется, не только негативных оценок.
Вот, например, добавки, останавливающие течи сальников. Они воздействуют на состарившуюся резину, заставляя ее набухать и «расправлять крылья». Такие препараты, несомненно, полезны для двигателей, разменявших очередную сотню тысяч километров пробега. Правда, существуют и моторные масла, успешно выполняющие ту же функцию «лечения» сальников.
И еще одно замечание. Некоторые зарубежные и российские компании выпускают как моторные масла, так и добавки к ним. Буквально – с одними и теми же логотипами на этикетках. Примером служит одна широко известная немецкая фирма, имя которой мы опустим.
Такие производители рекомендуют четкие схемы: новому двигателю – вот этот флакон, прошедшему 50 тыс. км – этот, а после 100 тыс. – этот. Компании уверяют, что их специалисты просчитали последствия и гарантируют положительные результаты. Рецептуры-то свои собственные! Что ж, флаг им в руки. Они выпускают – они и несут ответственность.
Мы же, перебрав все «памятные узелки», видим, что дешевле и спокойней выбрать для себя масло, в котором уже есть все необходимые ингредиенты. Масло, которому не нужен «допинг». В числе таких масло MIRAX с заводской композицией присадок Infineum.