Чем опасен «улучшайзинг» масла - риски добавок к моторному маслу | Автохимия и эксплуатация

Чем опасен «улучшайзинг» масла

Опубликовано:
Время на чтение: 6 минут
Количество прочтений: 709
The million emotions/Shutterstock.com

Речь пойдет о добавках к моторному маслу. Внимание! Просьба не путать с присадками, вводимыми в базовое масло на маслосмесительных заводах! Сегодняшняя тема – препараты для самостоятельного применения, предлагаемые  на маркетплейсах и в автомагазинах.

Иногда их действительно именуют присадками, иногда аддитиввами или добавками, но сути это не меняет. Инструкции на этикетках предлагают вылить препарат в масляную горловину двигателя, суля повышение компрессии и мощности, увеличение ресурса мотора, снижение расхода топлива и масла, уменьшение токсичности отработавших газов и даже восстановление размеров изношенных пар трения.

При этом о возможных негативных последствиях ничего не говорится.

Автопроизводители против

А может, и нет их – негативных последствий? Только позитивные? Будь оно так, автомобильные концерны непременно оценили бы «чудо-добавки», присоединив свои голоса к славящему их хору. Но что-то не слышно этих голосов. Ни в одном мануале мы не найдем рекомендаций по использованию вышеупомянутых добавок.

Более того, автомобильные «гранды» не рекомендуют и даже запрещают применение каких-либо добавок к маслу и топливу в своих двигателях. Сошлемся на немецкий каталог смазочных материалов Dekra Betriebsstoff-Liste. Кроме ассортимента моторных и трансмиссионных масел в нем приводятся и мнения автомобильных компаний.

MAN, рекомендации по обслуживанию: «Добавки непредсказуемо изменяют моторные масла. Применение добавок может негативно сказаться на мощности и сроках эксплуатации двигателя. MAN не рекомендует применение маслорастворимых добавок».

Mercedes-Benz, фирменные технические требования: «Состав и свойства смазочных материалов является результатом кропотливой работы специалистов. Потребитель не должен изменять их. Недопустимо увеличение сроков замены масла путем введения специальных добавок».

Volvo, рекомендации по обслуживанию: «Применение добавок к маслу и топливу недопустимо».

Причины такого отношения очевидны. Ввод композиции присадок – прерогатива маслосмесительных заводов. Как только в масло попадает какая-либо добавка, в картере двигателя образуется продукт, на который нет ни технических условий, ни стандарта. Внедрение «засланного казачка» неизбежно нарушает баланс заводской композиции присадок. А ведь именно она, композиция, определяет необходимый уровень эксплуатационных свойств по API и ACEA.

Это первый «узелок на память» в нашем рассказе.

О дисульфиде молибдена и графите

Очень часто в ряду добавок встречаются препараты с дисульфидом молибдена и графитом. По-научному – суспензии твердых смазочных материалов с пластинчатой структурой кристаллов.

Надо признать, что у масел с дисульфидом молибдена и графитом есть определенные преимущества. Суспензии с пластинчатой структурой образуют в парах трения твердый смазывающий слой, предотвращающей контакт металла с металлом. Что это дает? Пусковые износы двигателя снижаются – раз; экстремальные ситуации становятся не так страшны – два. Так, при нарушении подачи масла с полной потерей давления можно худо-бедно добраться до места ремонта своим ходом.

Однако есть у вышеупомянутых суспензий и недостатки. Так, при высокой температуре дисульфид молибдена окисляется, образуя молибденовый ангидрид МоО3. А это уже абразив. Иными словами, смазка превращается в свою противоположность.

И еще: масла с дисульфидом молибдена и графитом не столь хорошо моют двигатель. Они поддерживают в диспергированном состоянии меньшее количество загрязнений, – в частности, сажи и нерастворимых продуктов окисления масла. Сказанное легко объяснимо: беззольные дисперсанты и детергенты, входящие в заводскую композицию присадок, вынуждены отвлекаться на постороннюю суспензию. Вот вам наглядный пример разбалансирвания пакета.

Это второй «узелок на память».

Об экологии и зольности

Иногда потребителю предлагают добавки, содержащие порошки политетрафторэтилена. Продавец будет твердить все о том же создании твердой смазывающей пленки. Но использовать эти препараты нельзя по экологическим соображениям: при сгорании масла, содержащего политетрафторэтилен, в отработавших газах оказываются чрезвычайно токсичные вещества. И дышат ими все окружающие.

Широкое распространение получили добавки к моторным маслам, содержащие дисперсии пластичных металлов, – например, меди и ее сплавов. Их назначение – снижение трения и износа. Звучит солидно и заманчиво, не так ли? Но есть у этой «медали» и обратная сторона. Благодаря большой удельной поверхности, частицы той же меди служат мощным катализатором окислительных процессов. А это означает сокращение срока службы масла.

Кроме того, диспергированные металлические порошки повышают зольность масла, которая строго ограничивается спецификациями (допусками) производителей автомобилей.

Пусть этот раздел будет третьим «узелком на память».

О повышении вязкости

Иногда в качестве добавок предлагаются макрополимерные загущающие присадки. Добавление такого препарата, естественно, повышает вязкость масла, снижает его расход, а также увеличивает компрессию в цилиндрах двигателя-ветерана.

Но можно найти более разумное и экономичное решение. При очередной замене масла залейте в картер масло той же марки, но более вязкое. Например, вместо SАЕ 5W-30 используйте SАЕ 5W-40, только в том случае, если автопроизводитель допускает использовать более вязкие масла. Разумеется, при этом надо отследить идентичность эксплуатационных свойств по API и ACEA. Требуемый эффект будет достигнут, а гармония базового масла и композиции заводских присадок не нарушится.

Это четвертый «узелок на память» в нашем рассказе.

Что показывает спектрограф?

Не забывайте, что применение добавок противоречит методикам проверки моторного масла и мониторинга двигателей. Так, при коррозии вкладышей в отработанном масле повышается содержание свинца. При механическом износе тех же вкладышей –  содержание свинца и меди. Это тревожный сигнал. Если же в масло добавлены металлосодержащие препараты, карты путаются. Как оценить, – что там в масле, добавка или продукты износа?

Это пятый «узелок на память».

Пони бегает по кругу?

И вообще, можно довести ситуацию до абсурда. Боремся с износом, вводим металл – снижаем моющую и диспергирующую способность масла.

Вводим моющие добавки – повышаем зольность масел, что недопустимо. Добавляем антиокислительную присадку, а в ней содержится дитиофосфат цинка, а значит, фосфор. А это смерть каталитического нейтрализатора.

Вводим загуститель – увеличиваем нагарообразование, ведь не все макрополимеры имеют надлежащую термостойкость. Прикажете опять доливать моющую добавку для предотвращения нагара? И – по второму кругу?

Нет уж, довольно... Пусть сказанное будет шестым «узелком на память».

И прочие неприятности

А еще могут возникнуть юридические последствия – разумеется, негативные. В смысле гарантийных обязательств. Вышел двигатель из строя... Может, добавки тут и не виноваты, а вам говорят: «Вы нарушили заводскую инструкцию. Вот заключение экспертов: в картере непонятно что. Гарантии мы вас лишаем, платите за ремонт».

Подобная история может произойти и при поломке двигателя из-за недоброкачественного масла, в которое влили изрядную порцию «улучшающих» добавок. И опять же, они могут быть и не виноваты. Но производитель фальсифицированного масла отклонит рекламацию, обнаружив в своем продукте упомянутые добавки. И тем самым избежит ответственности.

А главное вот что. Масел сегодня множество, добавок тоже, а примеров их необдуманного применения еще больше. Давайте зададимся простым вопросом: есть ли официальные данные об испытаниях этих добавок? Испытаний длительных, в полноразмерных двигателях, с квалифицированной оценкой результатов и (внимание!) получением официального допуска к применению? Увы, нет таких данных...

Это – седьмой «узелок на память».

Эпилог

Говоря о добавках к моторным маслам, мы вовсе не желаем очернить всю подкапотную автохимию. Рынок этот громаден и заслуживает, разумеется, не только негативных оценок.

Вот, например, добавки, останавливающие течи сальников. Они воздействуют на состарившуюся резину, заставляя ее набухать и «расправлять крылья». Такие препараты, несомненно, полезны для двигателей, разменявших очередную сотню тысяч километров пробега. Правда, существуют и моторные масла, успешно выполняющие ту же функцию «лечения» сальников.

И еще одно замечание. Некоторые зарубежные и российские компании выпускают как моторные масла, так и добавки к ним. Буквально – с одними и теми же логотипами на этикетках. Примером служит одна широко известная немецкая фирма, имя которой мы опустим.

Такие производители рекомендуют четкие схемы: новому двигателю – вот этот флакон, прошедшему 50 тыс. км – этот, а после 100 тыс. – этот. Компании уверяют, что их специалисты просчитали последствия и гарантируют положительные результаты. Рецептуры-то свои собственные! Что ж, флаг им в руки. Они выпускают – они и несут ответственность.

Мы же, перебрав все «памятные узелки», видим, что дешевле и спокойней выбрать для себя масло, в котором уже есть все необходимые ингредиенты. Масло, которому не нужен «допинг». В числе таких масло MIRAX с заводской композицией присадок Infineum. 

MIRAX MX9 SAE 0W-20 API SP, ILSAC GF-6A, 4л
MIRAX MX9 SAE 0W-20 API SP, ILSAC GF-6A, 4л
Фасовка: 4 л
Артикул: 607039
Тип: Премиальное синтетическое моторное масло
Вязкость по SAE: 0W-20
Допуски и соответствия: API SP, ILSAC GF-6А
Подробнее
MIRAX MX9 SAE 5W-30 API SN, ACEA C3, 4л
MIRAX MX9 SAE 5W-30 API SN, ACEA C3, 4л
Фасовка: 4 л
Артикул: 607033
Тип: Премиальное синтетическое моторное масло
Вязкость по SAE: 5W-30
Допуски и соответствия: API SN, ACEA C3, MB 229.51, VW 504 00/507 00, BMW LL-04, Porsche C30
Подробнее
MIRAX MX9 SAE  0W-20 API SN PLUS, ACEA C5, 4л
MIRAX MX9 SAE 0W-20 API SN PLUS, ACEA C5, 4л
Фасовка: 4 л
Артикул: 607037
Тип: Премиальное синтетическое моторное масло
Вязкость по SAE: 0W-20
Допуски и соответствия: API SN, ACEA C5, VW 508 00/509 00, Porsche C20
Подробнее
Канистра моторного масла Mirax MX9 SAE 0W-30 4 литра
MIRAX MX9 SAE 0W-30 API SP, ACEA A5/B5,4л
Фасовка: 4 л
Артикул: 607041
Тип: Премиальное синтетическое моторное масло
Вязкость по SAE: 0W-30
Допуски и соответствия: API SP, ACEA A5/B5, A7/B7, BMW LL-01FE, MB 229.6, RN 0700
Подробнее
MIRAX MX9 SAE  5W-40 API SP, ACEA A3/B4, 4л
MIRAX MX9 SAE 5W-40 API SP, ACEA A3/B4, 4л
Фасовка: 4 л
Артикул: 607031
Тип: Премиальное синтетическое моторное масло
Вязкость по SAE: 5W-40
Допуски и соответствия: API SP, ACEA A3/B4, VW 502.00/505.00, MB 229.3/229.5, BMW LL-01, RN 0700/0710, PSA B71 2296, Porsche A-40
Подробнее
MIRAX MX9 SAE 5W-30 API SP, ILSAC GF-6A, 4л
MIRAX MX9 SAE 5W-30 API SP, ILSAC GF-6A, 4л
Фасовка: 4 л
Артикул: 607029
Тип: Премиальное синтетическое моторное масло
Вязкость по SAE: 5W-30
Допуски и соответствия: API SP, ILSAC GF-6А, GM Dexos1 Gen2
Подробнее
MIRAX MX9 SAE 0W-20 API SP, ILSAC GF-6A, 1л
MIRAX MX9 SAE 0W-20 API SP, ILSAC GF-6A, 1л
Фасовка: 1 л
Артикул: 607038
Тип: Премиальное синтетическое моторное масло
Вязкость по SAE: 0W-20
Допуски и соответствия: API SP, ILSAC GF-6А
Подробнее
MIRAX MX9 SAE 5W-30 API SN, ACEA C3, 1л
MIRAX MX9 SAE 5W-30 API SN, ACEA C3, 1л
Фасовка: 1 л
Артикул: 607032
Тип: Премиальное синтетическое моторное масло
Вязкость по SAE: 5W-30
Допуски и соответствия: API SN, ACEA C3, MB 229.51, VW 504 00/507 00, BMW LL-04, Porsche C30
Подробнее
MIRAX MX9 SAE  0W-20 API SN PLUS, ACEA C5, 1л
MIRAX MX9 SAE 0W-20 API SN PLUS, ACEA C5, 1л
Фасовка: 1 л
Артикул: 607036
Тип: Премиальное синтетическое моторное масло
Вязкость по SAE: 0W-20
Допуски и соответствия: API SN, ACEA C5, VW 508 00/509 00, Porsche C20
Подробнее
Канистра моторного масла Mirax MX9 SAE 0W-30 1 литр
MIRAX MX9 SAE 0W-30 API SP, ACEA A5/B5, 1л
Фасовка: 1 л
Артикул: 607040
Тип: Премиальное синтетическое моторное масло
Вязкость по SAE: 0W-30
Допуски и соответствия: API SP, ACEA A5/B5, A7/B7, BMW LL-01FE, MB 229.6, RN 0700
Подробнее
MIRAX MX9 SAE  5W-40 API SP, ACEA A3/B4, 1л
MIRAX MX9 SAE 5W-40 API SP, ACEA A3/B4, 1л
Фасовка: 1 л
Артикул: 607030
Тип: Премиальное синтетическое моторное масло
Вязкость по SAE: 5W-40
Допуски и соответствия: API SP, ACEA A3/B4, VW 502.00/505.00, MB 229.3/229.5, BMW LL-01, RN 0700/0710, PSA B71 2296, Porsche A-40
Подробнее
MIRAX MX9 SAE 5W-30 API SP, ILSAC GF-6A, 1л
MIRAX MX9 SAE 5W-30 API SP, ILSAC GF-6A, 1л
Фасовка: 1 л
Артикул: 607028
Тип: Премиальное синтетическое моторное масло
Вязкость по SAE: 5W-30
Допуски и соответствия: API SP, ILSAC GF-6А, GM Dexos1 Gen2
Подробнее

Другие статьи по теме

22.02.2024
Нужна ли промывка при замене масла?
Узнать больше
14.06.2024
Моторные масла MIRAX для Belgee X50
Узнать больше
15.11.2024
Как выбрать моторное масло для дизеля?
Узнать больше
17.05.2024
Какое масло защитит двигатель жарким летом?
Узнать больше